Балабос

Разговоры обо всем
Меню сайта

Статьи

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль ?




Николай Басков - вер??ина эрзац-культуры

Теги статьи: публицистика

Николай Басков - вер??ина эрзац-культуры Под словами «народная культура» у нас давно уже понимается некий эрзац, навязываемый народу - в качестве его культуры. Забава эта старинная: еще в ХIХ веке писатель У??инский, например, занимался адаптацией русских народных сказок: заменял в них «плохие» финалы на «хоро??ие» (как в сказке «Теремок»). Попутно брались и за песни; русские народные - настоящие, примерно ХII-ХIII веков - казались просветителям, опять же, сли??ком жестокими и натуралистичными, и их заменили на безобидные «во поле березки» и «калинки-малинки». Так «сли??ком народная культура» подменялась псевдонародной: власть и интеллигенция все время переверстывали, «апгрейдили» ее: одни - для внутренних российских нужд, другие - под общечеловеческие ценности. Часто - с искренним желанием сделать народ «добрее», «любезнее», «культурнее» и т. д. В советские годы принципы этой эрзац-культуры ничуть не изменились - просто в у??ах у нее повисли дополнительные идеологические сережки. На службе у этой культуры состояли в советские годы целые полки ряженых - целые ансамбли песен и плясок, а также отдельные выдающиеся исполнители. Николай Басков есть в своем роде вер??ина эрзац-культуры - он вобрал в себя всё самое сочное от каждой эпохи «окультуривания народа». Одновременно он очень точно соответствует массовым представлениям о прекрасном. Например, принципам застольного этикета: кто поет громче, кто «доль??е тянет» - тот и поет луч??е. Также Басков воплотил ждановскую мечту о стирании границ между академической культурой и народной, заручив??ись поддержкой всех: и народа, и партии с правительством, и Монсеррат Кабалье. Как речь говорящего и письмо пи??ущего, так же и свойства голоса певца: сила, высота, благозвучность, подвижность, а в особенности тембр (неповторимая индивидуальная окраска) и тон (эмоционально-экспрессивная окра??енность голоса) - саморазоблачительны, они могут рассказать о человеке очень многое. Речь в данном случае не о способности брать столько-то октав, а о том, какие культурные ассоциации этот голос вызывает. Тон голоса Баскова - очень интересный материал для исследования. Первая ассоциация - с голосами теледикторов советского времени. Наум Коржавин писал, что дикторов Гостелерадио отбирали, кроме прочих критериев, по «степени заду??евности в голосе». Об успехах надо было не просто говорить - нужно было петь! Создавать атмосферу непрекращающегося, струящегося информационного счастья. Эта «заду??евность» в голосе у Баскова - врожденная, она заложена как бы самой природой. Этот голос словно бы учел все поправки, пожелания, требования и чаяния всех цензурных комиссий за все 70 лет советской власти. Он своего рода реинкарнация идеального советского голоса, такая, в духе Сорокина, биологическая разработка «Мистер стопроцентная заду??евность». О таком свойстве многие мечтали, но никому не удавалось его достичь в чистом, беспримесном виде (по-видимому, это за гранью человеческих возможностей). Даже у самых «государственных голосов» - Кобзон, Лещенко, Зыкина - всегда было «второе дно»: подразумеваемое, нюансы, оттенки, которые они голосом умели передавать. У Баскова нет «второго дна», нет нюансов: он как-то умудряется всё петь одинаково заду??евно. Кобзона за глаза обидно называли «граммофоном» (за то, что он мог петь любой репертуар: и «Мурку», и про комсомол, и про Россию, и про войну). Казалось, что Басков с его манерой не сможет быть убедителен ни в одном жанре в ХХI веке, но очень быстро выяснилось, что именно таким голосом сегодня и можно петь всё: и попсу, и патриотическое, и Онегина. Между тем это и есть - подлинный «голос новой России»: если бы я был телепатом-при??ельцем из другой цивилизации, мне достаточно было бы услы??ать голос Баскова, чтобы понять всё про последние 15 лет существования страны. Для разрозненного и отчужденного как никогда народа самым приемлемым вариантом массового искусства является самый «коко??ный», самый вымороченный, самый лубочный стиль - потому что всем пофигу, а поскольку вне??ние приличия соблюдаются, претензий ни у кого нет. Это все равно как нарумяненные девки лужковской Москвы, которых выгоняют в праздники с караваями символизировать «тепло столицы» - при гнетущем холоде и отчужденности самой столицы. Вот и в голосе у Баскова ничего нет «внутри», в его голосе нет ду??и - при явном, настырном, неотступном желании вну??ить нам, что весь он только из «ду??и» и состоит. Причем Басков маскирует это внутреннее безду??ие каким-то чрезмерным вне??ним «теплом» (пафос - сли??ком скупое определение в данном случае: оно не передает всей прелести). У кого-то он тщательно скопировал эту «теплоту ду??и»: то ли у советских артистов, то ли у коммивояжеров. Он как-то догадался, что именно это рекламное «тепло» и «добро» и является единственным приемлемым для сегодня??него общества вариантом - за неимением настоящих. В его тоне слы??атся и отголоски рекламы - с ее соками добрыми и богатырскими пивами, и «мы отбираем только луч??ие зерна - для вас!», и «абонент не отвечает, перезвоните позднее» в мобильных телефонах... В общем, это в полной мере собирательный голос - из интонаций, манер, вообще, из всей палитры звуков 2000-х. Зато Басков наилуч??им образом воплощает народное представление о певце - не об оперном или эстрадном, а вообще о Певце как о некоем былинном герое, типа Микулы Селяниновича. Он поет не потому, что не может не петь, - он поет, не задумываясь, как птица. Если он задумается, он тотчас же превратится в мерцающее облако. Впрочем, нет: он превратится, конечно же, в конфетти. В блестки. «Ду??евность» манеры Баскова сравнима с «ду??евностью» рекламных агентов. В том, как они улыбаются, нет, как говорится, «ничего личного» - это такая работа, но поскольку «ду??евность» у Баскова обнаруживается во всем, в каждом жесте - ее уже очень трудно отделить от самого Баскова. Можно было бы сказать - маска, но это даже не маска. Маска есть у того, кто притворяется другим, а Баскову, условно говоря, нечем притворяться. Он - всё и одновременно ничто: он растворяется во всем и поглощает всё. ??скренен ли Басков как певец? Можно ответить так: он неискренен до такой степени, что его неискренность перестает быть заметной. Тон Баскова интересен и своей «дайджестивностью»: он - словно выжимка, подборка всех распространенных звуковых ассоциаций, выражающих «русскость». Для моей бабу??ки, например, которая живет вдали от России и которая скучает по России, - для нее Басков является единственным связующим звеном со всеми знаками русской культуры сразу. Знаком духа, знаком ??ироты, знаком академизма, знаком некоторой народной игривости и в то же время серьезности, знаком вечной жалости и знаком беспечной радости - и все это вместе является единственным воплощением, осуществлением России. Причем России идеальной, такой, какой она предстает только на расстоянии - без заусенцев, без боли, с сахарной пудрой. Голос Баскова вобрал в себя эти знаки с такой прилежностью, довел эту «узнаваемость» до такого совер??енства, что в нем не осталось ничего не то что «своего» (Басков как продукт постмодерна не имеет ничего своего по определению, он весь состоит из чужого) - в нем нет также и ничего «ли??него», никакой даже «о??ибки», никакой родинки или ??рамика нет. ??менно это его стремление к идеальной узнаваемости и ме??ает ему стать полноценной оперной звездой - оперной личностью. Зато на эстраде Басков прижился очень хоро??о. Он, без ??уток, является идеалом для эстрады. Благодаря своим врожденным и приобретенным способностям Басков может стать главным патриотическим голосом страны - компромиссным вариантом между, допустим, Хворостовским (который сли??ком сложен для масс) и, скажем, группой «Любэ» (которая хоро??а для внутреннего пользования; а вот Баскова не стыдно и за границей показать). В эстраде, судя по всему, наступают новые 1970-е - когда даже патриотическому дискурсу нельзя отдаваться сли??ком, когда ничему нельзя отдаваться целиком. Басков удачнее всех подходит для этой роли: в нем есть и необходимый запас академизма, он коммуникабелен, он органично чувствует себя и в общении с народом, и с властью; наконец, он, не жалея, раздает свой голос людям - что ценилось в России всегда не мень??е таланта. Присвоение ему звания народного артиста - вполне естественное продолжение традиций «культуры для народа». Петь опять будем стоя.
Это любопытно: Нейрохирургия, сдача анализов на дому . Конфиденциальность компании союзмедсервис. в Нижнем Новгороде