Балабос

Разговоры обо всем
Меню сайта

Статьи

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль ?




Жизнь и смерть последнего народного артиста СССР

Теги статьи: публицистика

Жизнь и смерть последнего народного артиста СССР Народным артистом СССР Олега Янковского назначили в 1991 году, перед самым развалом страны. Михаил Горбачёв подписал этот указ перед самой своей отставкой, наградив Янковского самым последним из мужчин.

Луч??е, конечно, поздно, чем никогда, - тем более что фактически «народным СССР» Янковский «работал» с конца 60-х, когда по воле случая снялся в 1968 году в своих первых фильмах, «Шит и меч» и «Служили два товарища».

Олег Янковский играл тогда в Саратовском драматическом театре, который гастролировал в заграничном теперь Львове, где кинорежиссёр В. Басов начинал съёмки фильма «Щит и меч». Молодой актёр случайно, в кафе, попался режиссёру, озадаченному поисками персонажа с арийской вне??ностью, и был пригла??ен на съёмки.

Так, собственно, Олег Янковский стал обычным советским киноактёром, одним из обаятельных и привлекательных, подающих надежды. Список ролей рос («Жди меня, Анна», «Я, Франциск Скорина», «Расплата», «Гнев», «Гонщики»), пока наконец в 1974 году Андрей Тарковский не утвердил Янковского на роль отца в одном из своих самых важных фильмов.

Действительно, актёр весьма напоминал отца режиссёра - известного советского поэта и переводчика Арсения Тарковского, про сложные и запутанные взаимоотно??ения с которым Андрей снимал своё этапное «Зеркало». Кажется, именно эта роль закрепила за Олегом Янковским почётное амплуа интеллигента и даже интеллектуала.

Янковский продолжил работать с Андреем Тарковским, окончательно став его alter ego в «Ностальгии» (1982), герой которого эмблематически нёс горящую свечу через пустой бассейн.

Точно такой же неповторимо эмблематической стала для Янковского роль барона Мюнхгаузена в телевизионном фильме Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен» (1979), в котором актёр сыграл обаятельного диссидента.

А ведь до этого был Вол??ебник из «Обыкновенного чуда» (1978), а после этого - Свифт в «Доме, который построил Свифт» (1983) и Дракон в перестроечно скомканном «Убить дракона» (1988), где многозначительность и многоступенчатость образов идеально ложилась на харизматическое дарование актера.

Вслед за Тарковским именно Марк Захаров боль??е других сделал всё для того, чтобы незаурядный актёрский талант Олега Янковского раскрылся в полной мере.

В том числе и на театральной сцене. Если в саратовском театре, где Янковский работал с 1965 года, актёр играл в основном в не сли??ком громких пьесах второго ряда (исключением здесь стала роль князя Мы??кина в инсценировке «??диота» Достоевского), то здесь на Олега Янковского ставили специально. ?? как ставили!

В «Ленком» Янковский переходит в 1973 году по наводке Евгения Леонова (познакомились они на съёмках «Гонщиков»), предложив??его молодому худруку театра присмотреться к молодому актёру. Марк Захаров прислу??ался к совету ветерана, и Олег Янковский переехал в Москву.

Здесь, не сразу конечно, Олег Янковский сыграл в таких громких и ярких спектаклях, как «Диктатура совести», «Оптимистическая трагедия», «Школа для эмигрантов», «Чайка», «Дьявол и еретик», «Шут Балакирев». «Женитьба» по Гоголю стала его последней премьерой и последним спектаклем, сыгранным актёром. Последний раз на сцену «Ленкома» Олег Янковский вы??ел смертельно больным человеком. О том, что любимый актёр медленно умирает, знали и по другую сторону рампы. Многие плакали. Человек-эпоха уходил в Вечность...

Всенародную любовь актеру принесли фильмы «Звезда пленительного счастья» (1975) и «Сладкая женщина» (1976), «Мой ласковый и нежный зверь» (1978) и «Мы, нижеподписав??иеся» (1980), «Влюблён по собственному желанию» (1982) и «Полёты во сне и наяву» (1982), «Храни меня, мой талисман» (1986) и «Крейцерова соната» (1987)...

Последней крупной киноролью Олега Янковского стала работа в фильме Павла Лунгина «Царь», буквально на днях представленном на Каннском кинофестивале. В фильме этом народный артист СССР Олег ??ванович Янковский сыграл митрополита Филиппа.

12 мая актёр должен был открывать ретроспективу собственных фильмов, проводимую в рамках фестиваля «Чере??невый лес», но уже не смог, а спустя неделю его не стало.

Последний раз этот измождённый и измученный болезнью человек появился на людях в феврале. Подобно Александру Абдулову, своему товарищу по сцене, Олег Янковский при??ёл в Кремль получить из рук президента страны свою последнюю награду - орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (предыдущий орден, правда Ш степени, Янковский получил в 2007-М).

Про Олега Янковского принято говорить, что, с одной стороны, он являлся секс-символом позднего советского кинематографа, но, с другой, вносил в свои роли интеллектуальное начало. Ещё бы - этот пронзительный прищур и лукавое поднимание брови, эта мужественная улыбка, как тут не увидеть во всем этом второй план, третье дно.

Тем более что секс в СССР всё-таки был. ?? был интеллигентным. ??нтеллектуальным. С обязательным вязаным свитером под горло. С обязательным чтением стихов.

В Олеге Янковском всё это увязывалось как-то легко и прочно. Увязывалось и уходило в подтекст, что тоже ведь являлось весьма характерной чертой того времени, которое сначала закончилось официально, а теперь истекает в последних его выразителях. Окончательно же оно исчезнет, когда исчезнут последние носители его - то есть мы с вами.

?? в этом смысле смерть Олега Янковского - маленькая смерть каждого из нас. Этот колокол звонит по нам.