Балабос

Разговоры обо всем
Меню сайта

Статьи

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль ?




Лицензионное общество и нелегитимное государство

Теги статьи: публицистика

 Лицензионное общество и нелегитимное государство Время от времени в России вспоминают о гражданском обществе, обнаруживая странное его понимание. Вот и про??ед??ий уже скандал с письмом группы правозащитников и примкнув??его к ним Евгения Гонтмахера супротив назначения Владислава Суркова координатором российско-американской комиссии по вопросам гражданского общества показал, что с толкованием этого понятия в России проблемы.

Не о причинах и природе конфликта речь – об этом сказано. Сейчас о том, что авторов этого письма заклеймили как самозванцев. Вот такое слово было главным в публикации, так и называв??ейся: «Гражданское общество и самозванцы», что само по себе крайне удивительно. Как это – «и»? Гражданское общество и есть сборище самозванцев – такова его природа.

Однако ж за последние годы в общественном сознании произо??ли некоторые изменения. Оно и понятно: принцип самовыдвижения стал неприемлем во всех сферах жизни – от выборов до быта. Государство стало лицензировать все – вплоть до творческих союзов, что недавно мы видели во время конфликта в Союзе кинематографистов. ?? это не могло не сказаться на политической лексике: появились суждения о гражданском обществе, показывающие неадекватное понимание его природы.

Это частное наблюдение могло бы остаться ли??ь забавной деталью, если ограничиться только им. Между тем, помимо гражданского общества, существует еще и государство, которое как раз самозванства не терпит. Но при этом постепенно сокращает собственную легитимность. ??менно так можно назвать процесс, начав??ийся с отмены выборности губернаторов, переходом на голосование по партийным спискам и продолженный созданием тандемократии, которая ведет к эрозии института президентства.

Собственно, в этом и состоит главное противоречие российского общественно-политического устройства: государство с постоянно сокращающейся легитимностью стремится лицензировать все стороны общественной жизни. В результате оба участника процесс обращаются в фикцию – в средство устроения чьих-то частных дел, не более.

?? выход из этого кризиса только в одном – в приходе дееспособных самозванцев. А вот на что способных – это особый и очень интересный вопрос.