Балабос

Разговоры обо всем
Меню сайта

Статьи

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль ?




Может, все-таки отдать Курилы Японии?

Теги статьи: публицистика

Может, все-таки отдать Курилы Японии? Завер??ив??ийся на днях визит премьера РФ Владимира Путина в Японию изначально подавался как подчеркнуто неполитический: речь должна была идти только о сотрудничестве в сфере экономики, а все попытки японской стороны хоть в какой-то форме поставить вопрос о территориальной принадлежности Южных Курил (в японской терминологии - «северных территорий») с порога отвергались. Аргументация была простая: вопросы вне??ней политики РФ находятся в исключительном ведении главы государства, а значит, премьер просто не полномочен вести переговоры по этой проблематике.

?? все-таки полностью уйти от обсуждения территориальной проблемы не удалось. Во время рабочего завтрака с японскими бизнесменами Путин признал наличие этой проблемы и высказал надежду на то, что со временем ее удастся разре??ить. Сегодня японская пресса возлагает надежды на встречу российского президента Дмитрия Медведева и японского премьера Таро Асо, которая состоится в рамках саммите G8 в ??талии в июле.

Тема Южных Курил (относительно крупные острова ??туруп, Куна??ир, Шикотан и несколько малых островов, не имеющих постоянного населения, которые в Японии объединяют под одним названием «гряда Хабомаи») настолько давно и прочно внедрилась в сознании как россиян, так и японцев, что порой бывает трудно разобраться, в чем же корень проблемы. А ее не понять, если не обратиться к Сан-Францисскому мирному договору от 1951 года, по которому Япония, среди прочего, отказывалась от суверенитета над Курильскими островами и той частью Сахалина, которая принадлежала ей до Второй мировой войны. Казалось бы, этим проблема исчерпывается.

Но суть в том, что Южные Курилы в Японии рассматривают не как часть Курильской гряды, а как часть ??ельфа острова Хоккайдо, суверенитет над которым за Японией признается всеми. В итоге принципиально важным оказывается даже то, в какую словесную форму облегается эта проблема.

Первое. В Сахалинской области практически наложено табу на слово Хабомаи, которым в Японии обозначают группу малых необитаемых островов. Более того, использование этого названия в официальных документах российского М??Да у сахалинских чиновников вызывает нескрываемое раздражение. Корректной считается следующая формулировка: «Шикотан и другие острова Малой Курильской гряды».

Второе. Говоря о Южных Курилах, никто из официальных лиц Сахалинской области никогда не позволит себе даже малей??его намека на то, что к группе этих островов относится ??туруп - самый боль??ой из островов, на который претендуют японцы. «Какое отно??ение ??туруп имеет к Южным Курилам? - говорили мне мои собеседники, когда я посещал этот регион в 2006 году. - Это Средние Курилы, а город Курильск на ??турупе является административным центром Курильского района». Тем самым даже официальное административное деление Курил на Северо-Курильский, Курильский и Южно-Курильский районы подчеркивает, что при любом повороте межгосударственных отно??ений от суверенитета над самым боль??им островом отказываться никто не собирается.

Третье. В 1956 году СССР и Япония подписали совместную декларацию, в которой предполагалось, что после заключения мирного договора Японии отойдут остров Шикотан и «гряда Хабомаи», за Россией останутся ??туруп и Куна??ир. Формула, на первый взгляд, компромиссная, но с другой стороны - одновременно и беспроигры??ная, и очень рискованная. Суть в том, что ни один японский политик (если только он не политический самоубийца) на этот вариант сегодня не пойдет. А значит, Россия может бесконечно предлагать такой вариант ре??ения, демонстрируя свою добрую волю: мол, откажутся японцы - это их дело.

Но, с другой стороны, если вдруг в какой-то отдаленной перспективе в позиции японского руководства что-то переменится, то в безвыходной ситуации окажется уже российское руководство. Сдача части территории будет однозначно воспринята как предательство национальных интересов, а это будет означать политическое самоубийство (это в луч??ем случае) уже для тех руководителей России, которые на это пойдут.

На сегодня??ний день эта двойственность ситуации порой напрямую влияет на конкретных участников хозяйственной деятельности на островах. Так, в 2004 году глава М??Д России Сергей Лавров заявил о готовности ре??ать проблему на принципах, закрепленных в Совместной декларации 1956 года. Учитывая, что сегодня??нее японское руководство к такому варианту не готово, это был, во многом, чисто пропагандистский ход. Но, как рассказал мне в 2006 году директор рыбоперерабатывающего завода на острове Шикотан, сразу после этого заявления Лаврова банк без всяких объяснений отказал заводу в кредите.

Современное состояние Южных Курил довольно плачевно. Дорог практически нет, дома в основном барачного типа, причем последствия стра??ного землетрясения 1994 года до сих пор до конца не ликвидированы. Вся акватория порта Южно-Курильска просто-таки «засеяна» ржавыми остовами боль??их и средних судов - на то, чтобы убрать их, нет ни сил, ни средств.

Японцы, со своей стороны, готовы инвестировать в экономику Сахалинской области, но только не Южных Курил - любое такое сотрудничество и даже посещение островов японскими гражданами по российской визе воспринимается в Японии как признание де-факто российского суверенитета над островами, а значит, как предательство национальных интересов. Более того, буквально в дни пребывания Путина в Японии группа депутатов японского парламента разработала проект закона о суверенитете над «северными территориями», который предполагается вынести на рассмотрение парламента уже в июне, т.е. незадолго до предполагаемой встречи Дмитрия Медведева и Таро Асо.

Таким образом, складывается впечатление, что проблема ре??ения не имеет, а обе стороны едва ли не сознательно загоняют ее в тупик. Между тем, могу высказать предположение (об этом мне говорили и некоторые мои собеседники на Курилах), что перспективы все-таки есть. Речь может идти о создании некоего Азиатско-Тихоокеанского союза по образу и подобию Европейского. Сегодня, конечно, такая идея выглядит утопичной - сли??ком различны уровни экономического развития стран региона, культурно-исторические традиции, менталитет и т.п. Но, если вдуматься, мог ли кто-то еще лет 60 назад предположить, что Германия и Франция или Франция и Великобритания смогут преодолеть веками складывав??ееся отчуждение и объединиться не просто для того, чтобы ре??ать проблемы «угля и стали» (с этого, напомню, начиналось Европейское сообщество в середине 1950-х годов), но и создать некую надгосударственную структуру, в рамках которой принадлежность конкретной малой территории к тому или иному национальному государству уже не будет иметь столь боль??ого значения.

Пример подобного ре??ения есть. Сколько спорили в свое время Финляндия и Швеция по поводу принадлежности Аландских островов в Балтийском море! Сегодня же этот вопрос с повестки дня практически снят: на островах ходят две валюты - евро и ??ведская крона, на жителей распространяются все привилегии Шенгенской зоны, на права ??ведского языка никто не посягает.

Так что прецедент есть. Но насколько реальна перспектива повторения этого опыта, боюсь, ныне живущие поколения увидеть не смогут.