Балабос

Разговоры обо всем
Меню сайта

Статьи

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль ?




Не придумав ничего нового, мы раскрасили Штирлица

Теги статьи: публицистика

Не придумав ничего нового, мы раскрасили Штирлица Раскра??ивание до недавнего времени считалось исключительно детской забавой. Наверное, у каждого в детстве были книжки, где можно было раскра??ивать прозрачно-бестелесные фигурки людей, животных, дома, деревья. Теперь раскра??ивание поставлено на службу ??оу-бизнесу. Теперь это стоит боль??их денег и называется колоризацией. В 80-х годах про??лого века в Америке придумали колоризировать (то би??ь раскра??ивать) старые голливудские черно-белые киноленты. Спустя 20 лет идею позаимствовали и в на??ей стране. Скопировали то есть. На минув??ей неделе Первый канал и канал «Россия» с гордостью продемонстрировали стране приготовленный к 9 Мая подарок - засияв??ие всеми цветами радуги легендарные фильмы 1973 года «В бой идут одни старики» и «Семнадцать мгновений весны». У создателей фильмов - Леонида Быкова и Татьяны Лиозновой - не было возможности сделать ленты цветными. «Семнадцать мгновений весны» - телесериал, а в 1973 году телевидение в СССР было черно-белым. Что касается Быкова, то ему, как утверждает режиссер-колоризатор, цветную пленку не дали по идейным соображениям: худсовету не понравился сюжет картины. Черно-белые рамки тем не менее не поме??али Леониду Федоровичу и Татьяне Михайловне создать подлинные ??едевры, до которых очень многим лентам из золотого фонда Голливуда - как цветным, так и не цветным - тянуться, но не дотянуться. Однако этот факт, в свою очередь, не остановил современных раскрасочных дел мастеров, ре??ив??их все-таки поиграть с цветом. Если бы кто-то ре??ил раскрасить (не отреставрировать, а именно раскрасить), скажем, «Мону Лизу» с использованием недоступных Леонардо в XV-XVI веках технологий и красок, чтобы блеску в глазах и румянца на щеках у Лизы было поболь??е, чтобы одежда смотрелась понаряднее, а пейзаж за спиной - поживописнее, это, наверное, назвали бы вандализмом. Когда, по сути, то же самое, но в еще более радикальной форме происходит по отно??ению к киноленте - это называется грандиозной премьерой в прайм-тайм. Авторы раскра??енных версий объясняют свою затею стремлением привлечь к великим фильмам внимание в первую очередь молодежи. Получается, на??а молодежь реагирует только на цвет - как маленькие дети реагируют на разноцветные возду??ные ??арики, кукол с волосами и платьями в ядовито-ярких тонах, леденцы в броских обертках. Тогда авторы цветных версий сли??ком плохо думают о молодежи и официально озвученным обоснованием колоризации картин ли??ь невольно подчеркивают свое не самое уважительное отно??ение к молодой аудитории. Режиссер цветной версии картины «В бой идут одни старики» добавляет, что Быков хотел снять фильм в цвете, и потому, раскрасив пленку, они, дескать, исполнили волю великого актера и режиссера. Античный скульптор Агесандр, которому приписывается авторство Венеры Милосской, тоже хотел изваять и изваял физически полноценную женщину, богиню, а не инвалида с обрубками вместо рук. Не было на то его воли - чтобы с обрубками. Означает ли это, что к статуе Венеры, хранящейся в Лувре, нужно приделать руки во исполнение воли Агесандра? Будет ли Венера с руками пользоваться у молодежи бОль??им успехом, нежели Венера безрукая? ?? не потеряет ли в этом случае человечество общепризнанный на протяжении уже почти 200 лет ??едевр и памятник истории, получив взамен его усовер??енствованную версию? Не знаю, задавались ли подобными вопросами в их ситуации создатели цветных версий любимых не одним поколением россиян фильмов, но знаю ответ одного из специалистов, занимав??ихся колоризацией картины «В бой идут одни старики», на заданный в приватной беседе вопрос: «А зачем нужно было раскра??ивать фильм?». Как рассказали мне друзья с телевидения, ответ был такой: «Ты что?! Это же прикольно: «В бой идут одни старики» - в цвете!» Вот и вся мотивация, простая и ясная. «Прикольно» - это действительно сильный аргумент для современного телевидения, чья задача - удивить и развлечь зрителя любыми доступными способами и любыми же доступными способами поднять рейтинг программы и канала. Соображения эстетичности, трепетного отно??ения к истории и традициям, художественный вкус и чувство меры здесь отступают на второй план. Но, с другой стороны, задаются вопросом сторонники колоризации, если взглянуть на вещи отстраненно, неужели легендарные фильмы в цвете стали хуже? Ведь и Штирлиц, и Мюллер те же, и голос Копеляна тот же (но уже без классических пауз), и пастор Шлаг все так же не умеет ходить на лыжах. Только все это теперь заиграло новыми яркими красками и звуками. Чем же хуже? Тем, на мой взгляд, что в случае с «Семнадцатью мгновениями весны» в результате колоризации напрочь пропала органичность черно-белой картинки, многократно усиливающей ощущение реалистичности происходящего в кадре и очень точно передающей атмосферу Берлина весны 45-го года - изувеченного бомбежками, забив??егося в бомбоубежища и бункеры, издыхающего города, которому остались считанные мгновения до последней агонии - ??турма. Города, в котором война уничтожила все цвета, сохранив только черное и белое - свет и тень, жизнь и смерть, предчувствие скорой смерти и желание вцепиться в жизнь, спастись любой ценой. Жизнь и смерть в Берлине в тот момент соприкасались повсюду, как соприкасались черное и белое, сме??иваясь и рождая на стыке третий цвет - серый: серые фасады зданий, серые солдатские ??инели, серые от страха лица горожан, серое, подернутое дымом пожарищ небо, серый рассвет в кабинетах с за??торенными окнами, где гитлеровские бонзы работали ночи напролет. Черный, белый и серый цвета и создавали тот органичный фон, на котором разворачивались события сериала. Эти три цвета были полноправными актерами, которые, так же, как и актеры-люди, мастерски делали свое дело на экране. Раскраска уничтожила эту органику. ?? ради чего? Думается, все же не ради заботы о молодежной аудитории и желания вдохнуть жизнь в старые ленты: они переживут еще многие поколения на??их соотечественников. А ради рейтинга. Ради «прикольного» эксперимента. ?? ради, как верно было подмечено в прессе, рекламы запланированного к показу осенью фильма «??саев» - приквела, так сказать: рассказа о событиях, пред??ествующих событиям, рассказанным в предыдущем фильме. В данном случае - в «Семнадцати мгновениях весны». А еще раскраска была сделана ради этого звонкого ликующего анонса: «Грандиозная премьера! На на??ем канале!»: на Первом - раскра??енный капитан Титаренко, на канале «Россия» - раскра??енный ??тандартенфюрер Штирлиц. Вот в этом - и весь фокус: фильм - тот же самый, Штирлиц с Мюллером - те же самые, а преподносится это все как грандиозная премьера. Не нужно придумывать, создавать что-то свое: достаточно взять сомнительную идею, придуманную в Америке 20 лет назад, взять определенное количество долларов, необходимых для проведения сложной и трудоемкой процедуры колоризации, взять ??едевр, созданный в СССР 36 лет назад, раскрасить его, кое-где переозвучить - и, гордясь своей креативностью (и, видимо, чувствуя себя соавторами произведения), выдать это за принципиально новый продукт, высокий интерес к которому со стороны аудитории гарантирован благодаря бе??еной популярности базового материала. Несколько лет один из центральных каналов проделал похожий трюк с «??ронией судьбы», показав ее не в предновогодние дни, как все привыкли, а в разгар лета. Показ предварялся кричащей рекламой, призванной убедить аудиторию, что речь идет о настоящем прорыве в области телевещания, гениальном складе ума руководителей канала и втором рождении бессмертной картины. Поклонникам фильма, конечно, одинаково приятно смотреть его и зимой, и летом... но зачем, спра??ивается, сотрясать воздух и подавать свои пиар-выкрутасы как плоды бурной творческой деятельности? Этим приемом - истерично-восторженной презентацией чужих идей, подкра??енных, подрумяненных, адаптированных к ныне??ней российской действительности и снабженных лейблом «Новинка!», - на??е телевидение и ??оу-бизнес в целом пользуются очень давно и очень ловко. Этот прием позволяет прикрыть собственную бледную немочь и креативную беспомощность. ?? в этом смысле раскра??ивание «Семнадцати мгновений весны», выражаясь языком разведчиков, - тоже операция прикрытия. Подавляющее боль??инство грандиозных премьер и громких проектов - это либо российские аналоги западных сериалов и ??оу («Моя прекрасная няня», «Не родись красивой», «Счастливы вместе», «Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером?», «Танцы со звездами», «??мя Россия» и т. д., и т. п.), либо эксплуатация нестареющих советских хитов («Старые песни о главном», продолжение «??ронии судьбы», теперь вот - раскра??енные «Семнадцать мгновений весны» и «В бой идут одни старики», грядущий «??саев»). Зачастую западные кальки на на??ем экране выглядят откровенно нелепыми и противоестественными, тогда как современные переложения золотого советского фонда - напротив, абсолютно оправданными: во-первых, к собственной истории и творческому наследию нужно относиться бережно, а во-вторых, это - действительно выдающиеся произведения, луч??е которых у нас пока ничего не придумали. Потому и хочется знать: а что-то свое - оригинальное, достойное и интересное - можете придумать? ?? хотите ли придумывать? Что у нас вообще есть своего, сугубо российского на том же телевидении? Первое, что приходит в голову, - «Дом-2». Чисто российский проект. Занавес. ОПРОС: Стоило ли раскра??ивать знаменитые черно-белые фильмы?