Балабос

Разговоры обо всем
Меню сайта

Статьи

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль ?




Церковь и Сталин

Теги статьи: публицистика

Церковь и Сталин Почему православная церковь негативно относится к советскому руководителю.

Некоторым за державу обидно

Последнее время в СМ?? и блогосфере развернулась дискуссия о церковном отно??ении к советскому про??лому и непосредственно к Сталину. Поводом к этому послужила публикация интервью с руководителем Отдела вне??них церковных связей Русской Православной Церкви архиепископом Волоколамским ??ларионом «Миссия в миру». В заключительной части беседы Владыка, говоря о подвиге русского народа в Великой Отечественной войне, сопоставил Сталина и Гитлера и фактически уравнял созданные им государственные тоталитарные режимы.

Вот его слова: «Я считаю, что Сталин был чудовищем, духовным уродом, который создал жуткую, античеловеческую систему управления страной, построенную на лжи, насилии и терроре. Он развязал геноцид против народа своей страны и несет личную ответственность за смерть миллионов безвинных людей. В этом плане Сталин вполне сопоставим с Гитлером. Оба они принесли в этот мир столько горя, что никакими военными или политическими успехами нельзя искупить их вину перед человечеством. Нет никакой существенной разницы между Бутовским полигоном и Бухенвальдом, между ГУЛАГом и гитлеровской системой лагерей смерти. ?? количество жертв сталинских репрессий вполне сопоставимо с на??ими потерями в Великой Отечественной войне. Победа в Великой Отечественной войне была действительно чудом, потому что Сталин перед войной сделал все, чтобы разгромить страну. Он уничтожил все выс??ее руководство армии, в результате массовых репрессий поставил некогда могучую страну на грань выживания. В войну страна вступила почти обескровленной. Но, несмотря на все чудовищные репрессии, народ проявил небывалый героизм. Победа в войне - это победа народа. Народа, который проявил величай??ую волю к сопротивлению. Чудо победы в войне - это великое явление силы духа на??его народа, которую не сумели сломить ни Сталин, ни Гитлер».

Многие люди усмотрели в озвученной оценке советского про??лого оскорбление в адрес России и российской истории и постарались представить Сталина как великого государственного деятеля, а советский период - как великий и значимый этап российской истории. Я думаю, что сложив??аяся ситуация дает нам повод представить читателям основные аргументы, обосновывающие негативный взгляд на советское про??лое многих представителей Русской православной церкви. Со своей стороны скажу, что я полностью разделяю точку зрения архиепископа ??лариона.

О церковных оценках.

Христианство за 2000 лет своего существования привилось во многих странах, про??ло через многие виды государств, соприкоснулось с многими культурами. Были периоды, когда христиан гнали и убивали, были периоды, когда государство отождествляло себя с христианским сообществом и стремилось отстаивать интересы церкви. Как бы то ни было, у христиан всегда были и остаются неизменными критерии оценки происходящего - это евангельские заповеди. Единственным мерилом истории должна быть нравственная правда. Необходимо давать всему нравственную, выверенную, честную оценку, исходя из того, что считается хоро??им, а что плохим еще от заповедей Моисеевых.

Понятно, что всякое государство - это «аппарат насилия», и нигде не может быть в полноте реализовано то к чему призывал Христос, но это не ме??ает увидеть и понять, насколько свободно живет церковь, насколько у христиан есть возможность открыто жить по-христиански. Если во внутреннюю церковную жизнь никто не вме??ивается, если у церкви есть право свидетельствовать в обществе о Христе и Евангелии, если церковь может свободно выстраивать партнерские отно??ения с различными общественными и государственными структурами хотя бы в социальной и образовательной областях, то такое государство, такой этап в жизни той или иной страны оценивается как положительный. ??, что очень важно, на эту оценку никак не влияет положение этой страны в мире, уровень ее экономического развития, вид ее государственного устройства.

Я хочу сказать, что не нужно сме??ивать христианскую оценку чего-либо и оценку политическую, экономическую и т.д. ?? тем более не нужно подменять одно другим. Для христиан римский император Диоклетиан, к примеру, гонитель и убийца. С политической или экономической точки зрения о нем можно сказать нечто иное. Но экономический расцвет или военные победы не умень??ают вины перед церковью и не смывают с правителей кровь христиан. Для меня тут все просто. Если человека интересует церковная точка зрения - она по этим вопросам, как правило, ясна. Если его интересует что-то иное, пусть спросит соответствующего специалиста. Дело историка дать факты и тем и другим.

По мнению известного церковного публициста игумена Петра (Мещеринова) если общество все боль??е склонно оправдывать злодеяния советского периода, то «Церковь обязана не просто говорить, но даже уже и кричать: люди, одумайтесь! Нельзя - грех! - оправдывать братоубийственное кровопролитие, в любой форме, ради любых «великих» целей, ценностей и идеалов!»

Сталин и церковь

За первые двадцать пять лет правления боль??евиков была разгромлена, разграблена, почти полностью уничтожена Русская православная церковь - крупней??ая из православных церквей мира. В начале правления Сталина в 30-е годы про??лого века было убито около 100 тысяч священнослужителей! Думаю, что простых верующих было уничтожено гораздо боль??е. Этот процесс остановился на время Великой Отечественной войны, когда Сталин с 1943 по 48-й годы активно использовал остатки Русской Церкви, фактически стремясь сделать ее «ручной». С 48-го года вновь начинают закрывать храмы, арестовывать священнослужителей и верующих.

Вот свидетельство доктора исторических наук, директора государственного архива РФ С.В.Мироненко: «Сталин был абсолютный прагматик, абсолютный циник. ?? для него Церковь была удобным оружием. Когда в сентябре 43-го года Сталин вызвал остав??ихся в живых митрополитов - ведь боль??инство из них было уничтожено в сталинских лагерях, о чем говорить-то! - то разговор был такой: «Что может сделать Церковь для того, чтобы помочь нам победить?». ?? после этого совер??енно циничный разговор с митрополитами: «Может быть, дать вам кремлевский паёк?» Митрополит Алексий говорит: «Да нет, спасибо, мы на рынке купим». - «Ну, может быть, вам ма??ины дать?» Понимаете? Стремление подкупить Церковь, подчинить ее сегодня??ним, сиюминутным интересам - я думаю, это единственное, что имело значение для Сталина».

За весь период советской власти любой священник всегда был и оставался врагом, только временно терпимым, ради каких-то целей. Умень??ение со временем открытых гонений на верующих являлось следствием отнюдь не смягчения отно??ения коммунистов к христианству, а того простого факта, что активных, практикующих христиан фактически не осталось. Если вдруг таковые появлялись, то с ними немедленно расправлялись.

Резюмируя, можно признать, что в религиозном отно??ении Советский Союз был империей зла, а советская власть - антихристианской властью в течение всего своего правления, и одной из задач ее было - полное и окончательное уничтожение Русской церкви и христианства вообще. Но дело не только в этом. Нельзя забывать еще и о том влиянии на общество, на людей, что оказала коммунистическая идеология.

По мнению доктора исторических наук А.Б.Зубова, боль??его вреда России и народам России, чем Сталин, не мог бы нанести никто. Его суммарные преступления ужасны. Российское общество, общество всех народов России, было раздавлено и уничтожено на своей исторической родине. «Когда я сравниваю те удивительные дела, которые сделала кучка русских людей в эмиграции за про??ед??ие 50-70 лет: сколько было написано чудных литературных произведений, музыки, философии, сколько было положительного религиозного деланья, - я думаю, во сколько раз боль??е могло быть всего этого сделано здесь. Русский народ мог возродиться, но всё это было погублено. ?? до сих пор, в общем-то, мы - народ, не умеющий ни организовываться, ни собираться на доброе дело. Мы до сих пор - народ, обреченный на безмолвие перед лицом любой власти. Это, во многом, дело рук Сталина», - говорил Андрей Борисович в одной из телепередач «Русский Взгляд».

Считаю важным напомнить, что в самом начале гонений на Церковь еще в январе 1918 года поместный Собор Русской Православной Церкви отлучил от Церкви тех православных христиан, кто участвовали в убийствах невинных людей и гонениях на Церковь. Эта анафема никогда Русской Церковью не отменялась. Она продолжает оставаться действующей. ?? одним из тех, кто подпадает под ее действие, является Сталин, как и другие руководители боль??евистского режима православного вероисповедования.

О причинах недопонимания

Можно предположить, что современные люди, в боль??инстве своем воспитанные в Советском Союзе, стали более равноду??ны к таким человеческим ценностям, как жизнь, человеческое достоинство и к нравственному аспекту истории своей страны. Многие сейчас увлечены идеей Великой ??мперии, которая утрачена, и по которой многие ностальгируют. У??ла та интуиция, которая была у людей в конце 80-х годов, когда боль??инство с отвращением отворачивались от Сталина как от государственного деятеля, а в первую очередь - как от убийцы миллионов людей, который, вслед за Лениным, растоптал российское общество, почти полностью его уничтожил.

Наверное, это связано и с разочарованием и усталостью народа от реформ и кризисов. Это своего рода тоска по «сильной руке», порождающая веру в то, что Сталин был «справедливый правитель», который сейчас бы навел порядок, наказал бы виновных.

По мнению церковного историка протоиерея Георгия Митрофанова, это прямое следствие того, что за последние 20 лет так и не удалось объяснить на??ему обществу, чем же была Россия на протяжении девяти веков. На??и современники так и не научились ценить ту Россию, которая была уничтожена боль??евиками, она для них не стала своей страной. Они отчуждены от исторической, национальной России и поэтому не могут объективно оценить деятельность одного из главных разру??ителей исторической России.