Балабос

Разговоры обо всем
Меню сайта

Статьи

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль ?




Трансформация чиновников и "экономики отката"

Теги статьи: публицистика

Трансформация чиновников и "экономики отката" Государевы люди уходят из бизнеса – работа с госденьгами для личного кармана теперь гораздо интересней.

Кризис ударил по всей России – и в том числе по чиновникам. Однако принципиальное изменение поведения наблюдается ли??ь у не связанных с коррупцией, как правило, низкооплачиваемых чиновников. Не принадлежа к правящему классу клептократии, они, по сути дела, представляют собой часть народа и страдают вместе с ним.

Самой яркой иллюстрацией падения их жизненного уровня стало открытие в ряде второстепенных органов государственного управления традиционных для улиц Москвы будок с мастерами-сапожниками, ремонтирующими обувь: покупать ее стало не на что, и чиновники стали значительно боль??е ремонтировать.

Аналогично, существенно увеличились покупки продуктов питания в буфетах наиболее статусных государственных структур, осуществляющих ценовое дотирование.

Однако главный урок кризиса касается все же не повседневного быта основной массы честных чиновников, но коррупционной практики относительно неболь??ой, но социально и политически наиболее значимой их части, образующей, насколько можно судить, правящий класс современной России.

??зменение этой практики важно и потому, что именно она является ключевым, принципиально значимым элементом современной российской экономики, которая из «экономики неплатежей» преддефолтных 90-х годов трансформировалась в «экономику отката» 2000-х. Без учета коррупционной мотивации нельзя понять логику проводимой государством социально-экономической политики. Без оценки суммарного «отката» не сходятся концы с концами в описывающих развитие страны макроэкономических моделях. Заметим, что официальные экономисты выходят из положения, именуя «откат» «структурным несовер??енством» российской экономики и «следствием недостаточной защищенности права собственности».

Внезапное сокращение финансовых потоков в экономике резко активизировало борьбу за передел собственности. Однако довольно скоро основная часть рейдеров (которые ничего не могут сделать без коррумпированных представителей правоохранительной и судебной систем) осознала, что захват предприятий дает им не столько недооцененные активы, сколько недооцененные проблемы.

Поэтому основная масса чиновников, имеющих конкретные коммерческие интересы, вы??ла из бизнеса (или из непосредственного управления им), сосредоточив??ись на наиболее прибыльных операциях с государственными деньгами.

Понятно, что практически бесконтрольное поддержание ликвидности экономики осенью 2008 и в начале 2009 годов давало для этого максимальные возможности. Кредитование коммерческих банков, как и пополнение уставных капиталов предприятий, да и рефинансирование долгов, в массе своей вряд ли осуществлялось на безвозмездной основе, однако наиболее вопиющей операцией представляется выделение 175 млрд. руб. (первоначально говорилось о 141 млрд.) на поддержание свободно падав??его фондового рынка.

Насколько можно понять, реальным смыслом операции было спасение денег заинтересованных влиятельных лиц, «завис??их» на этом рынке; вброс этих денег дал им возможность продать свои ценные бумаги с минимальными для тех обстоятельств потерями.

Однако потери все же имели место; наиболее известным «финансовым провалом» стала ??сландия, настойчивые попытки помочь которой были вызваны, насколько можно понять, «зависанием» в исландских банках значительных сумм частных российских денег, по-видимому, далеко не всегда принадлежав??их бизнесменам. Спасти их не удалось, вероятно, из-за того, что исландское государство является наименее коррумпированным из всех государств даже Северной Европы, и его представители оказались невосприимчивы к «чисто конкретным» аргументам до степени полного непонимания.

Разговоры о потере значительных сумм денег, принадлежав??их представителям российской бюрократии, в ??анхайских инвестиционных фондах пока не получили однозначного подтверждения, однако бесспорны огромные потери, понесенные российской бюрократией на рынках зарубежной недвижимости.

Попытка вернуть эти потери для наиболее влиятельного социального слоя представляется вполне естественной – и многие участники реального хозяйственного процесса сетуют на увеличение удельного веса взяток по мере развертывания кризиса.

Но, даже если они и сокращаются, то все равно медленнее сокращения их базы. Один из главных уроков кризиса заключается в том, что коррупция не эластична по финансовым потокам. Сокращение доходов ведет к непропорционально слабому умень??ению взяток, в результате чего их разру??ительный эффект многократно увеличивается.

В самом деле: допустим, до кризиса из 100 рублей бюджетных денег на «откаты» ??ло 35, а 65 рублей доставалось бюджетополучателям. Кризис сократил финансовый поток в среднем на 30% - и из бюджета выделяется теперь не 100, а 70 рублей; откаты же умень??ились мень??е – допустим, до 30 рублей (на практике они иногда даже растут, однако будем исходить из наиболее мягкой гипотезы). В результате «на пользу обществу» идет ли??ь 40 рублей: почти на 40% мень??е!

Кроме сокращения личных расходов (доходив??его до продажи сверхдорогих автомобилей и недвижимости по почти бросовым ценам) и интенсификации коррупции, реакцией бюрократии на кризис стало даже боль??ее, чем обычно, стремление к показной роско??и.

Психологически это вполне естественно: стра??ась будущего, люди пытаются доказать, в первую очередь самим себе, что у них все по-старому и без изменений. В результате они закатывают стра??но раздражающие беднеющее общество «пиры во время чумы», становящиеся самостоятельным фактором дестабилизации.

Правда, в грядущую дестабилизацию правящая бюрократия как раз не верит. Многие ее представители полагают, что системный кризис вполне возможен и даже наиболее вероятен, однако полагают, что «в случае чего» смогут успеть вылететь (часто личными самолетами) в фе??енебельные страны в собственные особняки, а то и замки и наслаждаться накопленными богатствами.

Непонимание того, что развитые страны терпят их счета и их не-движимость на своей территории ровно до тех пор, пока они обладают властью на территории России, а также слепая и незыблемая вера на??ей бюрократии в западную законность представляется некоторой психологической загадкой, не имеющей рационального объяснения.