Балабос

Разговоры обо всем
Меню сайта

Статьи

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль ?




Ребенку не так важна ??кола, как одноклассники

Теги статьи: публицистика

Ребенку не так важна ??кола, как одноклассники Я классическая тревожная еврейская мама??а. Поэтому и сама не верю, что уехала с семейством в пятинедельный отпуск, имея на руках как минимум одного ребенка ??кольного возраста, который не определен в ??колу. При том что без ложной скромности могу назвать себя экспертом по московским ??колам. Я знаю их практически все: частные и государственные, по номерам и расположению, по сильным и слабым сторонам, по специализациям и связям с вузами, по формальной стоимости и неформальной цене, по репутации и рейтингам, по директорам и олимпиадам, по результатам ЕГЭ и индексу поступаемости...

Я знаю ??колы авторских методик и альтернативных походов - от Эльконина с Давыдовой или Амониа??вили до Вальдорфской или Монтессори. Я знаю про артистические ??колы и ??колы для потенциальных гениев. Я бывала в ??колах-дворцах и ??колах-руинах. Я знаю ??колы, где учатся тинейджеры, которым на день рождения родители дарят «Хаммер» с водителем. ?? ??колы, где ??тукатурка свисает с потолка гирляндами, но дети по-серьезному учат латынь и греческий. Я знаю ??колы православные строгие (с молебнами и Законом Божиим) и либеральные (иконы и дружественный батю??ка), ??колы еврейские разных степеней религиозной требовательности, ??колы армянские и литовские, английские и американские. Я знаю ??колы амбициозные и дома??ние, ??колы, практикующие инклюзивное обучение (здоровые дети вместе с инвалидами), и ??колы, отбирающие детей по размеру спонсорского взноса родителей.

Я знаю все это просто потому, что я прилежная мать двух детей - мальчика и девочки, 9 и 11 лет. За свою недолгую ??кольную жизнь они успели поучиться в одной ??коле в Америке и в двух в Москве. Сейчас они - в процессе смены ??колы. Не подумайте, что я капризная, что хочу в одном флаконе гениальных учителей, потрясающую атмосферу, маленькие классы, бассейн, ??кольную телестудию, приличных родителей, победы в олимпиадах всех уровней, пристойную цену и пе??еходное расстояние от дома. Я также совер??енно не скандальная, отно??усь с громадным (возможно, даже преувеличенным) пиететом к ??кольной администрации, уважаю труд педагога, платежеспособна и приучена к мысли, что ??кола и родители должны взаимодействовать, как альпинисты в одной связке. Дети мои - сме??ные, открытые, неагрессивные, интеллектуально развитые, яркие и упрямые, отличники и хоро??исты.

Я просто хочу им хоро??ей ??колы.

Первая на??а московская ??кола (два года) была выбрана мною любовно и тщательно, но через пару лет не оставила нам никаких ??ансов продолжать в ней учиться. Это неболь??ая прелестная ??кола, одна из старей??их частных в Москве. Мы по??ли туда, потому что она считалась (и считается) одним из немногих заповедников московской интеллигенции. Многие дети моих друзей там учились и были счастливы. Они явно застали расцвет ??колы, но в силу того, что я - старородящая мать (теперь это, кажется, называется «пожилая первородящая»), моим кро??кам достался грустный закат. В ??коле по-прежнему царил уют (впрочем, граничащий уже с бардаком), у сына за два года сменилось две учительницы и маячила третья. Первая была уволена со скандалом, потому что непрерывно орала на детей, позволяла себе тычки и подзатыльники. Свою дочь, одноклассницу моего сына, она серьезно побивала за дверью класса, и, как выяснилось впоследствии, примерно половине родителей по ходу дела интимно сообщала, что их дети страдают аутизмом. При??ед??ая ей на смену учительница, маленькая птичка, через год сбежала из на??ей ??колы в погоне за луч??ей долей. Мой главный ко??мар состоял в том, что моему сыну, умному лентяю, оболтусу с фантазией, надо было ли??ь прийти в ??колу, чтобы быть луч??им учеником в классе. Класс к концу второго года распался и растворился в московском меж??кольном пространстве.

К следующему туру поисков я приступила с боль??им тщанием. Обо??ла все окрестные ??колы и отсеяла их по разным причинам. Одна была на грани закрытия по причине нехватки детей (мы живем в самом центре, который неуклонно пустеет и оскудевает ??кольниками). В двух других дети изъяснялись исключительно матом и пили пиво на крыльце. В третьей ??коле очаровательный директор мягко предупредил меня, что среди одноклассников моих детей будет много (около половины) учащихся, для которых русский язык является настолько неродным, что они его попросту не знают. Отдаленные и знаменитые не подходили по другим соображениям.

Я искала ??колу, в которой бы сочетались относительно высокие академические стандарты с человечностью, интеллигентность с компетентностью, требовательность с пониманием, правила с индивидуальным подходом.

Как мне показалось, на??ла. Следующие два года дети вполне себе счастливо отходили в хоро??ую частную ??колу (устойчиво занимающую высокие строки в рейтинге московских ??кол), среднюю по цене (не очень дорогую по московских меркам, но сопоставимую по размеру оплаты с Принстоном), давни??нюю, строгую, с правилами и традициями, с формой, с роско??ными концертами, прекрасным, хотя и маленьким помещением. Мне очень там нравилось. Почти все. Кроме одного. Маленький класс можно считать преимуществом, когда малочисленность учеников развязывает руки учителю, позволяя ему применять пресловутый индивидуальный подход к студентам: кого-то загружать поболь??е, кому-то помогать, учитывать чьи-то специфические интересы и увлечения, пробуждать интерес в незаинтересованных и проч. Однако в на??ей образовательной культуре индивидуальный подход, как я поняла, является такой же недостижимой и почти абстрактной ценностью, как примат интересов граждан в на??ем государстве.

А маленький класс... Какой-то злой рок как будто преследовал нас. Чрезвычайно неудачный урожай. Мои - опять отличники-хоро??исты. Класс дочери - восемь человек, мальчики недалекие и дурновоспитанные, девочка одна - эльфоподобная голубоглазая властная блондинка, одетая из «Боско», говорящая басом и научив??ая мою дочь правильному обращению с мальчиками, которым надо просто строго говорить: «Пидорасы!». В классе у сына - 10 человек, из них книжки читает (кроме моего) - один, бьет всех в пах-под дых-в морду - один. Про остальных в буквальном смысле нечего сказать. Что воля, что неволя - все равно.

Я не понимаю, откуда эти дети, я не считываю их родителей, я привыкла жить в собственном маленьком и комфортном мире среди людей, с которыми мы в детстве читали одни книги, слу??али одну музыку, переживали сходные драмы, делали похожие выборы. Зато я понимаю: эти восемь и десять человек и будут для моих детей их главным кругом общения. С ними, с одноклассниками, моим детям предстоит общаться, влюбляться, делать важные открытия, учиться жизни и просто учиться, прочесть самые важные книги и пережить самые трудные годы. Я запаниковала. Дети, к моему удивлению, тоже. Они захотели настоящего круга общения. Мальчик жаловался на непреодолимую скуку - сли??ком легко. Девочка рыдала про отсутствие подруг. Единственный живой одноклассник сына, его единственный друг, тоже принял ре??ение уйти - по тем же причинам.

Я отправилась в новый поиск. Теперь я точно знала, чего ищу. Я ищу не ??колу - я ищу моим детям одноклассников! Поиск одноклассников - дело трудное, методики его мне при??лось разрабатывать самостоятельно, прямо на ходу. Помогало осознание важности миссии. Ведь года через два эти самые одноклассники и станут главными спутниками моих детей на ближай??ие годы, их кругом общения и питательной средой, их ??колой жизни.

В общем, кажется, на??ла. Как - отдельная история. Сорок минут езды утром. Девочку с трудом удалось пристроить в переполненную млад??ую ??колу. Мальчик сдавал экзамены. По ходу сдачи обнаружилось несколько важных фактов. Первый: я ничего??еньки не знала о мире настоящих просвещенных мама?? ??кольников, в котором к экзаменам в пятый класс хоро??ей государственной ??колы принято готовиться по два года подряд, посещая специальные классы и занятия, в котором нормально сдавать экзамены в пятый класс сразу пяти-??ести ??кол, в котором родители знают наизусть ??кольные программы и учебники по всем предметам. Второй: очень многие ищут одноклассников. На первом экзамене выяснилось, что конкурс в на??у гимназию - девять человек на место. Третий: все утверждения о меж??кольном соответствии программ - лажа. Четвертый: мой отличник не был готов к математике (в предыдущей ??коле он был луч??им) ни в зуб ногой. Мальчик сделал всего одну о??ибку в сложном диктанте, но получил что-то вроде тройки за семь помарок.

Результат - мы на листе ожидания. Механизм продвижения по листу прост и ненадежен: те супердети, которые успе??но сдали вступительные экзамены в пятые классы других продвинутых ??кол, могут выбрать не на??у. На них вся надежда.

Прямо хоть создавай специальную онлайн-службу знакомства с потенциальными одноклассниками. А что? Там можно будет размещать объявления: "Мальчик, 11, сероглазый блондин, сложение плотное, ищет одноклассников для совместного обучения и дружбы. ??нтересы: книги, философия, рисование, химия (уровень - любительские взрывы), физика и астрономия, поэзия, изобретательство, мечты и мультфильмы. Характер - добрый, эгоистичный, сме??ной, любопытный, неуклюжий, громкий, славный. Владеет двумя языками - русским и английским".

А если есть какие вопросы про ??колы на??его города - обращайтесь!