Балабос

Разговоры обо всем
Меню сайта

Статьи

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль ?




Украинская миссия патриарха Кирилла

Теги статьи: публицистика

Украинская миссия патриарха Кирилла Начав??ийся сегодня визит патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину беспрецедентен и по своему мас??табу, и по символическому значению, а от того, как он пройдет, во многом зависит как будущее Православной Церкви в Украине, так и в немалой степени российско-украинские отно??ения и положение самого Московского Патриархата.

Начав??ись в понедельник в стольном Киеве, где патриарх завтра возглавит торжества, посвященные святому князю Владимиру - Крестителю Руси, десятидневный паломнический путь его проляжет даль??е в Донецк и Горловку - на традиционно тяготеющую к России восточную Украину. Затем - Крым, где 2 августа патриарх будет служить в древнем Херсонесе, на месте крещения князя Владимира. Последние дни визита - пожалуй, самые смелые - пройдут в западных областях Украины, где исторически соперничали и соседствовали Православная и Католическая Церкви, русская и западная цивилизации, где сегодня доминируют недружественные Москве политические и церковные силы. В повестке дня - Ровно, Луцк, Владимир-Волынский и форпост православия на западе - Почаевская Лавра, где 5 августа завер??ится этот визит.

Для человека вне??него, не погруженного в хитросплетения украинской истории, нелегко разобраться в сложностях церковного положения на Украине. На протяжении веков наследники Владимировой крещальной купели не раз оказывались и в разных государствах, и в разных церквях, а многочисленные войны, прокатив??иеся по этой части Европы, неизбежно оказывались гражданскими войнами для тех, кто сегодня составляет народ Украины. Ведь только в рамках Советского Союза Украина обрела свои сегодня??ние границы, а в годы после его распада, когда Украина стала самостоятельным государством, начался сложный и до конца еще не закончив??ийся процесс формирования единой украинской нации. Мало найдется уголков в мире, где религиозный фактор играл бы такую важную роль и в повседневной жизни, и в идентичности народа. ??менно поэтому Церковь на Украине оказывается объектом колоссального политического давления, часто действующего на разрыв духовных и исторических связей. В результате сегодня православные на Украине разделены по крайней мере на три церковные группы и соседствуют с греко-католиками - христианами, придерживающимися византийского обряда, но относящимися к юрисдикции Папы Римского.

Патриарх Кирилл постоянно подчеркивает, что едет на Украину с пастырским визитом, молиться у святынь этой земли о единстве Церкви, о единстве и благополучии украинского народа, переживающего сегодня тяжелый политический и экономический кризис, о единстве всех народов, возводящих свою историю к Киевской Руси, а это не только украинцы, но и русские, и белорусы. Ведь и сам московский патриар??ий престол видит себя преемником древней киевской кафедры. Это визит не политический, подчеркивают официальные лица Церкви, патриарх едет к своей пастве.

Однако в этом заявлении есть и другая сторона. Направляясь к своей украинской пастве и с первых ??агов своего визита обращаясь к ней не только по-русски, не только единым для на??их народов церковно-славянским языком богослужения, но и по-украински, подчеркивая свое уважение к украинской государственности, патриарх Кирилл заявляет, что он - не патриарх Российской Федерации, не глава церкви русского народа, как бы удобно ни было видеть его таковым и русским, и украинским националистам. Он видит себя патриархом и России, и Украины, и Беларуси, и Молдовы, и всех православных христиан во всем мире, видящих в нем земного главу своей Церкви.

В этом - его некоторое отличие от линии его пред??ественника на московском патриар??ем престоле - покойного патриарха Алексия Второго, который, дав права ??ирокой автономии Украинской Православной Церкви в 1990 году, столкнув??ись с демонстрациями протеста в Киеве, когда приехал в том же году вручить грамоту о самоуправлении тогда??нему митрополиту, а в дальней??ем раскольническому патриарху Филарету, не посещал украинскую землю на протяжении почти 18 лет. Год назад 80-летний патриарх Алексий приехал в Киев, когда там разыгрывалась президентом Виктором Ющенко боль??ая внутриправославная и международная драма с приездом одновременно двух патриархов - Московского и Константинопольского, которому администрация президента Украины уготовала роль объединителя украинского православия под своим, а не московским омофором. Парадоксальным образом, со встречи в Киеве, которая была чревата боль??им расколом Вселенского Православия, начался новый этап отно??ений между Московским и Константинопольским Патриархатами, получив??ий свое развитие в ходе архи-успе??ного, по словам его участников, визита уже Патриарха Кирилла в Турцию месяц назад. По всей видимости, и в отно??ении Украины между двумя влиятельней??ими патриархатами были достигнуты пока неизвестные ??ирокой публике договоренности.

Неправильно сегодня смотреть на саму Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата просто как на филиал РПЦ на Украине. При всей сложности происходящих в ней процессов, которые принято описывать как наличие про-московской и про-автокефальной партий, при всех организационных недостатках, налицо формирование самостоятельной, промежуточной между Востоком и Западом идентичности Украинского Православия, в центре которого сегодня стоит именно каноническая Церковь, а вовсе не отколов??иеся группы, видев??ие себя до недавнего времени главными носителями украинского национального сознания.

Относительно молодой и энергичный патриарх Кирилл, имеющий за плечами двадцатилетний опыт выс??его русского церковного дипломата, не боится демонстраций протеста, которые не преминули начаться с первых ??агов его визита. Он не боится обращаться к своей украинской пастве по-украински и возлагать цветы к памятнику жертвам голода 30х годов. Ведь недаром своим избранием на московский патриар??ий престол в январе этого года он во многом обязан поддержав??им его украинским епископам и делегатам Поместного Собора. Впервые в истории он проводит в понедельник заседание Священного Синода всей Русской Православной Церкви в Киеве, который он последовательно называет не только традиционным названием «матери городов русских», но и новым термином - «южной столицей Русского Православия». Он пытается вернуть всю «Церковь исторической Святой Руси», всю восточно-славянскую цивилизацию, духовным главой которой он себя видит, к своим истокам - в Киев. ?? найти способ сохранения этой цивилизации как единой при уважении политических и культурных границ и различий сегодня??них государств и народов.

Он пытается подчеркнуть вселенский, наднациональный характер своей Церкви, и выстроить новые отно??ения с Западным христианством, и прежде всего с Римско-Католической Церковью, перед лицом вызовов секулярного мира. А Украина - это та земля, на которой исторически происходило и соперничество, и взаимное обогащение двух великих христианских цивилизаций.

Получится ли у него этот грандиозный проект, удастся ли патриарху Кириллу стать со временем не еще одной вне??ней силой, раздирающей украинский народ, а объединителем Украинского Православия и строителем новых отно??ений с христианским Западом, во многом покажет начав??ийся в понедельник визит.
Шлифовальные станки по дереву; заточной станок для фрез ; профилактическое обслуживание.