Балабос

Разговоры обо всем
Меню сайта

Статьи

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль ?




Россия - боль??е не сверхдержава

Теги статьи: публицистика

Россия - боль??е не сверхдержава Один из важней??их вопросов следующего десятилетия будет звучать так: какое место займет Россия в рамках нового миропорядка? Она хочет входить в "боль??ую восьмерку", на равных строить партнерство с ЕС, и обладать международно признанным статусом великой державы. Задача остального мира состоит в том, чтобы убедить российское руководство: их стране до этого статуса весьма далеко. Ее экономика находится на грани краха, численность населения невелика - всего 142 миллиона человек, мень??е, чем у Пакистана, Бангладе?? или Нигерии - по сравнению не только с Китаем и ??ндией (соответственно, 1,3 и 1,1 миллиарда), но и с США (390 миллионов). Однако, помимо гигантской территории, Россия имеет два чрезвычайно важных актива - один из крупней??их в мире военных арсеналов и боль??ие запасы нефти и газа.

При этом нефтегазовые ресурсы имеют куда боль??ее значение, чем устаревающие российские вооружения. Про??логодние высокие цены на нефть обеспечили ее правительству мас??табную финансовую "поду??ку безопасности", за счет которой оно могло компенсировать издержки от никуды??ного управления экономикой, и позволять государственным компаниям-монополистам - часто в тесном сотрудничестве с лицами, близкими к организованной преступности - доминировать в целом ряде секторов. Ложные надежды, порожденные экономическим бумом 2005-2008 гг., позволили Москве занять жесткую позицию, добиваясь боль??его влияния на мировой арене.

Эдвард Лукас (Edward Lucas), автор последнего по времени из фундаментальных трудов о России - "Новой холодной войны" (The New Cold War) - отмечает: "Правители России - мстительные и безжалостные ксенофобы - превратили "больного человека Европы" в опасного хулигана. Пребывание у власти [президента] Владимира Путина и его коллег из быв??его КГБ совпало по времени с десятикратным увеличением нефтяных цен. Хотя некомпетентное авторитарное правление "ЗАО Кремль" обернулось для российского народа трагедией упущенных возможностей, он сумел выплатить гигантскую государственную задолженность и восстанавливает свое влияние внутри страны и за ее пределами. Внутри России Кремль устраняет все сдержки и противовесы, затыкает рот СМ??, отодвигает на обочину политическую оппозицию, кастрирует суды и ликвидирует критически настроенные общественные организации".На этой неделе президент Барак Обама посетил Россию - уже после экономического краха, который должен бы убедить ее руководство в том, что мощной и динамичной российской экономики, о которой оно говорило, не существовало и не существует в природе. Тем не менее, Москва успе??но ??антажирует многие европейские страны благодаря своим господствующим позициям в сфере их газоснабжения, а про??логодний острый спор между Россией и Украиной по поводу цены на "голубое топливо", обернув??ийся внезапным прекращением поставок в ряд стран Европы, наглядно напомнил всем: Россия способна держать весь Континент в заложниках. Поэтому-то про??логодняя война в Грузии имела столь важное значение; на это Лукас указал в августе 2008 г. Он отметил: независимость Грузии относится к сфере "жизненных интересов Запада. Самая серьезная опасность для Европы, связанная с Россией, заключается в монополии Кремля на транспортную инфраструктуру, по которой энергоносители поставляются на Запад из стран быв??его СССР. Единственная бре??ь в этой монополии - нефте- и газопроводы, связывающие богатый энергоресурсами Азербайджан с Турцией через территорию Грузии. Если Грузия падет, придет конец и любым надеждам Европы на энергетическую независимость от России".

Плохое состояние российской экономики и "огосударствление" ее политической системы не только препятствуют усилиям Москвы по улуч??ению отно??ений с Евросоюзом; именно они являются причиной, по которой Кремлю следует признать - его возможности на мировой арене явно не дотягивают до амбиций. На Ближнем Востоке к России "по наследству" пере??ла роль одного из посредников в процессе мирного урегулирования в Палестине. Однако особых результатов на этом поприще она не добилась, поскольку реальное стратегическое влияние Москвы в арабском мире сегодня невелико.

Союзников среди арабских стран она в свое время обрела исключительно в связи с "холодной войной": всякий режим, у которого возникали разногласия с США или Британией, мог тогда рассчитывать на значительную помощь со стороны СССР.

Пожалуй, самого мощного союзника СССР приобрел в лице Египта во времена Гамаля Абделя Насера (Gamal Abdul Nasser): в основном это было связано с отказом США участвовать в финансировании строительства Асуанской плотины. Среди других арабских стран, с которыми у Советского Союза сложились близкие отно??ения, следует назвать ??рак и Южный Йемен. Однако сегодня всех трех упомянутых режимов боль??е нет: иракский пал в результате вторжения коалиции во главе США, а два других у??ли в про??лое вместе с "холодной войной", а также в связи с тем, что в мире возобладало более открытое экономическое и политическое мы??ление. ??з-за этого же ослабло российское влияние во всем арабском мире.

Чтобы снова играть видную роль на международной арене, России необходимо осуществить ряд глубоких внутренних реформ. Пока что ее связывает по рукам и ногам неспособность продвинуть вперед политические реформы, но эта ситуация отвечает интересам сторонников Владимира Путина, управляющих экономикой страны. ??х планы, однако, препятствуют реальному экономическому "взлету", который дал бы России настоящий ??анс занять более важное место в международной системе.

Без утверждения транспарентности, необходимой любой современной экономике для динамичного роста, дела у России не пойдут на лад. На какое-то время ее властям может помочь очередное повы??ение нефтяных цен, но заменить устойчивое развитие оно не в состоянии.