Балабос

Разговоры обо всем
Меню сайта

Статьи

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль ?




Быть верующим - значит откупаться от Бога

Теги статьи: публицистика

Быть верующим - значит откупаться от Бога Быть атеистом в России становится не то чтобы опасно, но неуютно. А быть верующим - означает вести себя как все, то есть откупаться от Бога.

Не так давно я невольно обидел двух женщин, с которыми ехал в поезде. ??м было лет под 50, и они были подруги. Одна, которая постройнее и поухоженнее, была пообразованнее и посостоятельнее. Другая была совсем простой. Словом, чеховская пара, Толстый и Тонкий, только в зеркальном (включая гендерное) отражении.

Мы ехали с ними из Петербурга в Москву и довольно мирно болтали. ?? вот, когда речь за??ла о пасхальном чуде неопалимого огня (дело было сразу после Пасхи, и телеканалы взахлеб показывали верующих в ??ерусалиме, которые проводили благодатным, по их мнению, огнем по своим рукам и лицам, избегая, впрочем, проводить по волосам, усам и бородам), я довольно скептично об этом чуде отозвался.

Я сказал, что был случай, когда бармен неловко опрокинул мне на рукав горящий абсент, но я преспокойно сидел и ждал, покуда он, кудахча, не собьет пламя тряпкой, поскольку знал, что спирт не горит, а горят пары спирта, то есть, исходя из неопалимости пиджака, все же не делал выводов о святости бара.

- Вы богохульствуете!- вскричала та женщина, что потолще.

- Вовсе нет,- ответил я.- Просто я знаю химию. Если пасхальный огонь являет собой чудо, то есть нару??ение законов природы, эту отмену можно зафиксировать, измерив, например, температуру огня. Меня интересует мнение ученых, а не паломников. Я, знаете ли, атеист.

- Сатанист ты,- сказала толстая, логично (для нее) перейдя на ты (далее она не произнесла ни звука, даже при прощании: я для нее перестал существовать).

- Вы агностик?- спросила тонкая.- Как Гайдар?

Я объяснил, что агностики - это те, которым не хватает данных ни признать Бога, ни отвергнуть. А я именно атеист - примерно такой же, каким она является по отно??ению к Зевсу, Озирису или Вицлипуцли. ?? атеизм мне многое что дает: например, возможность смотреть на церковь как на социальный институт, а на религиозные тексты - как на тексты (и, должен сказать, легенды и мифы Древней Греции в изложении Куна мне кажутся более логичными, чем легенды Ветхого Завета в изложении Моисея).

- Так нельзя,- сказала тонкая. - У нас православная страна. У нас президент православный. Вы, получается, против народа. Сходите в церковь, поставьте свечку. Может, на вас снизойдет. На меня снизо??ло, и я просветлела.

- А что именно на вас снизо??ло?- спросил я, понимая всю обреченность вопроса.- Буддизм? ??слам? Христианство? Какой именно бог и в каком именно виде? Вы мне можете хотя бы сказать, в чем символ ва??ей веры? Что вы вообще под православием понимаете?

- Это ду??ой чувствовать надо,- сказала тонкая, глядя на меня, как врач на безнадежного больного.- Если вы русский, то православный. Поставьте свечку!

В общем, женщина, не врала.

По данным центра Юрия Левады, начиная с 1999-го более 50 процентов россиян считали себя православными (в 1989-1990 годах - 30 процентов).

В 2002-м (данные РОМ??Р) православными себя считали уже 70 процентов, при этом из них только 51,3 процента верили в Бога.

То есть безбожный православный - это и есть ключевая фигура на??его времени. Вот он ходит в церковь (на Пасху - святить куличи и кра??еные яйца и еще на Рождество, а далее - когда окажется рядом, то есть по случаю), вот он крестится и кладет поклоны, передает записочки за упокой и здравие, а главное - ставит свечку, то есть отдает деньги за веру. Он обращается к священнику, дабы тот крестил, венчал, отпевал. Он "что-то такое" в церкви чувствует. ??, главное, он чувствует, что те, кто чего-то такого не чувствуют,- они не такие. Они как бы не русские. ?? этих ненастоящих русских вокруг много: начиная от "плохих" мусульман (потому что есть еще "хоро??ие" мусульмане, у которых есть верховный муфтий и татарский президент Минтимер Шаймиев: эти "на??и", правильные, государственные) до католиков, которые пытаются перевербовать в свою бесовскую веру смущенные ду??и ну в каждом буквально храме. (Я преувеличиваю? Ничуть! Последний раз об опасности прозелитизма, то есть обращения в свою веру на чужой канонической территории, мне говорил архиепископ Волоколамский ??ларион, еще недавно быв??ий архиепископом Венским, то есть занимав??ийся в Австрии, с моей точки зрения, примерно тем же, чем католики, с точки зрения владыки ??лариона, занимаются в России. Когда же я ему это заметил, он сказал: "В отличие от католиков православные в чужом храме не проповедуют". Я вот все пытаюсь отыскать: где, в каких таких православных храмах ксендзы охмуряют Козлевичей?!)

Не буду утверждать, что перечисленные вы??е обряды на?? средний православный совер??ает механически, вовсе нет. Например, он искренне и жарко молится (или, по определению писателя Амброза Бирса, просит отмены законов Вселенной в пользу одного признающегося в своей ничтожности просителя): чтобы Господь помог сдать сессию, не дал уволить со службы, излечил паховую грыжу, склонил банк на выдачу кредита, а еще оставил место на паркинге перед офисом.

То есть церковь для среднего православного (смутно представляющего смысл не только православия, но и христианства) является местом совер??ения сделки. Я тебе - свечку, ты мне - выполнение желаний. О да, этот средний православный (как и вообще все среднее) не сли??ком умен, начитан, просвещен, но он невероятно, фантастически гибок, потому что опыт всех предыдущих поколений научил его: не прогне??ься - не выживе??ь.

Он знает (точнее, "что-то такое чувствует"), что в системе социального распознавания свой - чужой своим тебя делают не убеждения и разум, а соблюдение вне??них формальностей. Сегодня, чтобы выглядеть своим, нужно быть крещеным и пару раз в год ходить в церковь: атеиста в "Единую Россию", может, и примут, но в политбюро (или как там оно называется?) ему ход, наверное, заказан.

Точно так же во времена юности моих попутчиц для социальной стратификации было важно вступать в пионерию, комсомол, в партию, сдавать Ленинский зачет и посещать Ленинскую комнату со строгой иерархией чинов, напоминающую 9-уровневую небесную канцелярию (Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы - интересно, кто-нибудь сегодня еще верит, что Там, Наверху, все устроено именно так?).

Чтобы считаться в СССР своим, в построение коммунизма было верить не обязательно - примерно как в Бога сейчас, но важно было соблюдать обряды. ?? - существенный момент!- ду??ой чувствовать, что Ленин хотел как луч??е и что в коммунизме "что-то такое есть".

Чувствование ду??ой (а не рассудком) вообще очень помогает находить спасительную тропинку в окружающем тебя социальном буреломе.

Система распознавания свой - чужой, так легко воспринимаемая моими согражданами в ущерб поиску истины, по причине чего в России равно легко устроить на месте храма бассейн, а на месте бассейна храм (я даже думаю, что и бассейны, и храмы у нас надлежит делать разборно-сборными),- она не есть результат добровольного общественного договора.

Она есть результат директивы, спускаемой сверху российским государством, то есть группой людей у власти. Попробую показать на примере.

В 2003 году тогда??ний президент России Владимир Путин, встречаясь с тогда??ним главой Русской зарубежной православной церкви митрополитом Лавром, произнес примечательную фразу: "Нет боль??его блага для церкви, чем служение родине". К 2003 году Владимир Путин был воцерквленным православным: нам, во всяком случае, показывали его в храме со свечой и рассказывали, что у него есть духовник - наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (тот называл президента "искренне верующим и знающим Бога"). Причем православным Владимир Путин был новообращенным, поскольку боль??ую часть жизни прожил коммунистом и атеистом, без чего его не взяли бы в КГБ (вариант, что Владимир Путин всегда был тайным православным, я с негодованием отвергаю: тогда получается, что он изнутри КГБ работал на развал СССР, а о развале СССР Владимир Путин всегда искренне сожалел). Это я пи??у без всякой задней мысли или, упаси боже, издевки: путь из Савлов в Павлы предпочтительней обратного хотя бы потому, что на Савле есть кровь, а на Павле - нет. Просто новообращенным свойственно говорить глупости: знаю, сам таким был. Но умный священник глупости поправляет.

Однако главе российского государства никто не возразил, сказав, что нет боль??его блага для церкви, чем служить Богу; а что до родины - так ведь в христианстве "несть эллина и иудея" и на том свете паспорта не спра??ивают. ?? что вот именно эта интернациональность христианства - вне наций, границ, государств, вне родин - и сделала его мировой религией, в центре которой индивидуальное, а не коллективное, всей Российской Федерацией, спасение ду??и.

А спустя четыре года глава Русской православной церкви уже начал (видимо, в порядке алаверды) пасхальную службу словами "Дорогой Владимир Владимирович!".

То есть, если я правильно понимаю, состоялась сделка. Русская православная церковь отныне ставит своей целью укреплять государство, превращаясь тем самым в отдел небесных дел при администрации президента, а русское государство зачищает торговую площадь от конкурентов (включая внутренних, вроде совсем уж мракобесного экс-епископа Диомида, видящего ересь в каждом ??трих-коде) и подает гражданам знак, как себя следует вести и, главное, в какой именно храм теперь будет вести дорога.

Не случайно все многочисленные христианские церкви, что составляют так называемый библейский пояс США (а США - весьма религиозная страна), в России существуют на положении злокозненных сект.

Русский человек ныне обязан быть православным, то есть держать свечку, креститься, молиться, класть поклон, и мень??е думать, а боль??е повторять, что всякая власть от Бога, или чему его там научат.

Ему предложили "народное IPO" акций православия, а раз эти акции поддерживает государство, их курс должен расти. Надо срочно брать.

Если сделка между церковью и государством заключена и акции запущены в оборот, следует ждать продолжения road-show. Следующим ??агом будет обязательное преподавание основ православия (в Татарстане, ??нгу??етии и Чечне - ислама) в ??колах: к тому все идет.

Но это, пожалуй, единственное, чему я, будучи атеистом, искренне рад. Потому что история России - вещь повторяющаяся, и ее ход довольно предсказуем.

??менно обязательное - нудное, мучительное, скучней??ее - преподавание Закона Божьего в дореволюционных ??колах (почитайте Чехова или Кассиля!) и привело к тому, что народ-богоносец в революцию стерпел замену церквей на бассейны и склады, поскольку занудство и серость православных священников воспитали если не атеистов, то антиклерикалов.

А мозги мальчиков и девочек в нежном возрасте устроены так, что вновь заставят попыхтеть срочно переученных православных учителей (да-да, они будут снова скучней??ими) над искренними вопросами: "Если в рай попадут только православные, значит ли это, что боль??инство человечества в рай не попадет?", "Почему православная церковь писала приветственные письма КГБ и потом в этом не покаялась?", "Почему среди ученых - лауреатов Нобелевской премии ли??ь двое были верующими?".

??, не получив вразумительного ответа, ??кольники начнут читать под партой что-нибудь вроде "Бог как иллюзия" страстного атеиста Ричарда Докинза.

Которого, кстати, неплохо бы прочесть прямо сейчас.