Балабос

Разговоры обо всем
Меню сайта

Статьи

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль ?




Георгиевская ленточка: символ победы или ??нурки?

Теги статьи: публицистика

Георгиевская ленточка: символ победы или ??нурки? С приближением 9 мая георгиевскую ленточку можно видеть не только на антеннах автомобилей и лацканах пиджаков, но и в тех местах, на которые вряд ли рассчитывали авторы акции «Я помню, я горжусь». К примеру, на дамских сумочках.

В Рунете появился сайт, посвященный защите георгиевской ленты. Его авторы убеждены, что носить символ Победы на поясах, сумках, собачьих поводках и использовать его вместо ??нурков - позорно и заслуживает порицания.

Социологи считают, что георгиевские ленточки не отражают ни память, ни гордость российского народа, а деятели культуры призывают относиться спокойнее к тому, что ленту «прицепляют куда ни попадя». По мнению экспертов, феномен георгиевских ленточек, помимо прочего, является показателем отно??ений государства и общества в России.

Директор «Аналитического центра Юрия Левады» («Левада-Центр») Лев Гудков называет но??ение георгиевских лент «паразитированием на чужой славе». Однако ни к сторонникам, ни к противникам этой акции он себя не относит.

«В России наблюдается дефицит символов, которые были бы легко опознаваемы, доступны, а главное - позволили бы человеку идентифицировать себя в обществе. Вместо этого нам предлагают испытать вне??ний наплыв солидарности даже не со страной, а с ее руководством», - заявил Л.Гудков в интервью корреспонденту Балтийского информационного агентства (Б??А).

Согласна с таким мнением и заместитель директора ??нститута социологии РАН Зинаида Голенкова. «Не думаю, что в народе эта акция получила ??ирокое распространение. Скорее, это дань традиции, от которой нет вреда - кто хочет, пусть носит. Если бы эта инициатива ??ла не «сверху», а от народа, то такую форму проявления гражданского общества можно было бы только приветствовать», - убеждена социолог, поделив??аяся своим мнением с Б??А.

Однако, по словам З.Голенковой, роль государства в России настолько велика, что все заметные инициативы исходят ли??ь от властей, но не от рядовых граждан.

По мнению писателя Михаила Веллера, на георгиевские ленточки могут недобро «коситься» только в некоторых быв??их советских республиках, ныне - независимых государствах, которым претит любое проявление «имперской» символики, да и сам праздник Победы не по ду??е. При этом Веллера не сли??ком волнуют развернув??иеся в ??нтернете споры по поводу акции «Я помню, я горжусь».

«Мне ничего не известно о противниках но??ения георгиевской (гвардейской) ленты. В моем простом представлении интернет-сообщество давно стерло умственную грань между человеком и чебура??кой, поэтому к разного рода дискуссиям стоит отнестись критически», - подчеркнул М.Веллер в беседе с корреспондентом Б??А.

Писатель и публицист Мария Арбатова в курсе упомянутой дискуссии, однако считает, что к акции с ленточками нужно относиться спокойнее.

«Сама лента государственной наградой не является, и закон никак не регламентирует правила ее но??ения. Поэтому не стоит устраивать истерики по поводу того, что кто-то из ленты сделал трусы, а кто-то - купальник. Это личное право каждого», - отметила собеседница Б??А.

Социологи отмечают, что пример с георгиевской лентой очень показателен: государство присваивает себе монополию на историческую память и нещадно эксплуатирует ее.

«Политический, даже национальный контекст всплывает тут же. Если ты не носи??ь опознавательный знак - значит, ты «не на??», ты чужой, ты «не русский». Символика Победы используется в процессе исторической реабилитации власти», - говорит Лев Гудков.

Он считает, что в навязывании именно «победной» символики в первую очередь заинтересована властная вертикаль, которой необходимо снять с себя ответственность за трагическое про??лое страны.

Зинаида Голенкова убеждена, что навязанное «сверху» не может консолидировать общество вокруг этой идеи.

«Молодежи, например, до лампочки, какую ленту когда носить. Они носят георгиевскую ленточку точно так же, как модную стрижку. Мы просто пытаемся заполнить вакуум псевдоидеями, которые ли??ены прочного основания», - убеждена З.Голенкова.

Л.Гудков доводит эту мысль до своеобразного максимума:

«Постоянная эксплуатация символики Победы означает только одно - других идеологических ресурсов у власти нет, и гордиться, в общем-то, нечем. Триумф державы-победительницы и радость от окончания многолетней войны - вот разница между российской и европейской «победой», - отмечает Л.Гудков.

Михаил Веллер с таким подходом не согласен «Если бы в России выпустили туалетную бумагу, выкра??енную в цвета георгиевской ленточки, это был бы, наверное, черный юмор. Но России очень далеко, например, до Америки, которая лепит свой флаг где ни попадя, и надругательством это не считается», - говорит писатель.

Мария Арбатова считает, что даже на бутылке с водкой георгиевская лента не смотрится кощунственно.

«А фронтовые 100 грамм? Это же просто святое. Без них народ и не выжил бы в то тяжелое время. Весь вопрос в том, как теперь к этому относиться. Если кто-то считает, что с ленточкой его память о войне луч??е выражена - ну что ж, это его дело», - полагает М.Арбатова. ОПРОС: что означает для вас Георгиевская ленточка?