Балабос

Разговоры обо всем
Меню сайта

Статьи

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль ?




Зачем нам нужно сменить клавиатуру на каменный топор

Теги статьи: публицистика

Зачем нам нужно сменить клавиатуру на каменный топор Научно-технический прогресс уже давно стал для нас новой религией. Принято считать, что все достижения на??ей цивилизации связаны именно с успехами инженеров и учёных. Трудно представить, однако существуют люди, которые оценивают технический прогресс не просто отрицательно, но и связывают его с концом мира.

13 июня Москву посетит 65-летний американский философ Джон Зерзан, основоположник движения анархо-примитивистов. Джон проведёт лекцию на книжной ярмарке в ЦДХ в рамках дня «Агенда: пляж под асфальтом», организованного группой «ПГ» и «Агенда». Такое название ярмарочный день получил благодаря лозунгу Красного мая 1968 года в Париже: «Sous les pavés, la plage!» Этот слоган особенно полюбился Джону, так как он способен в двух словах описать взгляды мыслителя на мир.

Многие великие мыслители, как Жан-Жак Руссо, Артур Шопенгауэр, Мартин Хайдеггер, Эрих Фромм, Льюис Мамфорд, критически оценивали достижения научно-технического прогресса, однако никто из них не до??ёл в своём анализе до полного отрицания техноцивилизации. Джон Зерзан согласился кратко изложить «Частному корреспонденту» философию анархо-примитивизма в своём интервью, которое он дал, как это ни странно, по электронной почте.

«Демон цивилизации родился в тот момент, когда человек начал возделывать землю. Сельское хозяйство и есть тот самый ящик Пандоры, который никому не стоило открывать. Агрокультура породила производственную экономику, изли??ки производства - социальную стратификацию. Властные институты поддерживались символической культурой. Золотой век закончился - прежде счастливый охотник-собиратель превратился в угрюмого земледельца, познав??его проклятье работы», - пи??ет Джон.

Сам Джон Зерзан покинул Университет Южной Калифорнии на стадии защиты своей диссертации на степень доктора философии и сейчас нигде не работает. Долгое время он жил на средства, которые получал от сдачи своей крови. Джон утверждает, что восьмичасовой рабочий день - это ежедневное насилие над человеком, осуществляемое цивилизацией в лице государства и частного капитала: «Древние греки считали работу великим проклятьем. Охотники-собиратели, вроде бу??менов, пенан, мбути, тратят всего 2-3 часа на сбор пищи, а всё остальное время проводят в играх и общении друг с другом. Да и характер труда другой - это не монотонная деятельность, а увлекательный процесс. Этим современные люди занимаются на досуге».

Анархо-примитивисты считают, что необходимо уничтожить современную цивилизацию, упразднив все технологии, общественные и властные институты. Фактически признаётся только образ жизни охотников-собирателей. Основной принцип, которым руководствуются анархо-примитивисты, - принцип «бритвы Оккама», который гласит: не множьте сущностей без меры.

«Агрокультура породила изли??ки. Символическая культура, производство, собственность, государство, все виды дискриминаций, начиная с мужского сексизма, работа и так далее - этого никогда не было у доземледельческих общин», - подчёркивает Зерзан. В своих размы??лениях Джон опирается на сочинения Льва Толстого, который признавал простоту главной земной благодетельностью. «Вот на??а цель - разру??ение и созидание. Мы сотворим радикально децентрализованный мир, в котором людские сообщества будут обращены лицом друг к другу. Технокультура должна быть уничтожена, чтобы мы заново воссоединились с природой. Вместо синтетического мира опосредованного общения, я мечтаю о мире без одома??нивания. Вместо боль??его контроля, унификации и отчуждения я вижу свободный деиндустриализованный мир здоровых человеческих отно??ений», - говорит Джон.

Другими словами, идеальный общественный строй в представлении анархо-примитивистов - эгалитарные племена охотников-собирателей, которые живут в гармонии с природой и друг другом.

Если человечество не свернёт техноцивилизацию, Джон Зерзан предвидит нечто напоминающее строчку из «Апокалипсиса» ??оанна Богослова: «?? остав??иеся в живых позавидуют мёртвым». Анархо-примитивисты предполагают несколько сценариев конца мира, среди которых наиболее вероятным кажется глобальная экологическая катастрофа. Общество будет наращивать производственные мощности, в результате чего мы получим либо технофа??истскую антиутопию, вроде той, что описывал Замятин в романе «Мы», либо выжженную пустыню. А может быть, и то и другое.

Впрочем, некоторые анархо-примитивисты, которые придерживаются апокалипсических взглядов, видят в коллапсе прекрасную возможность заново открыть примитивный образ жизни. «Конец мира будет сознательным выбором человечества. Каждый житель Земли обязан принять активное участие в демонтаже современного общества, порождающего геноцид и экоцид. Если мы будем пассивными свидетелями его гибели, мы пропустим величай??ую возможность изменить существующую реальность», - заканчивает свои размы??ления Джон Зерзан.

Анархо-примитивисты отрицают реформистские сценарии изменения мира; чтобы избежать апокалипсиса, нужно действовать радикально во всём. Конечно, можно заняться спасением джунглей Амазонки или препятствовать отстрелу леопардов на Дальнем Востоке, но в конечном счёте это ничего не изменит.

Экотеррористы, боль??ая часть которых является анархо-примитивистами, по-своему истолковали слова американского философа. ??х не устраивала деятельность коррумпированных природоохранных организаций, поэтому они ре??или заняться «прямым действием». На счету международного движения Earth First! («Земля прежде всего!»), логотипом которого является каменный топор и разводной ключ, - саботаж, сотни испорченных единиц лесозаготовочной техники, поджоги производственных помещений фирм, ответственных за экоцид. Прослеживается историческая взаимосвязь с Теодором Качинским, однако экотеррористы отказались от причинения физического вреда людям.

Анархо-примитивистское движение - самое молодое и радикальное на левом фланге. Последователи Джона Зерзана появляются по всему миру, в том числе и в России. «Неолуддиты становятся всё популярнее и популярнее, так как они дают ответы на фундаментальные вопросы производящей экономики, которая является сутью на??ей цивилизации. То, что коммунисты обо??ли вниманием, мы взяли себе на вооружение», - говорит российский анархо-примитивист Никита. Противники технологического прогресса создают свои сайты, заводят блоги, занимаются кинопоказами и презентациями.

«Никакого противоречия тут нет. Клин клином вы??ибают. Конечно, есть товарищи, которые в землянках живут. В США существует коллектив Wild Roots, у них там первобытная коммуна. Есть ряд подобных проектов и в Европе, например ежегодный лагерь Urvision в Швеции», - усмехается Никита. По его словам, российское сообщество анархо-примитивистов насчитывает около 30 активных членов и огромное количество сочувствующих.

Никита объясняет это так: «Ничего подобного в истории философии и политики люди никогда не встречали. Кроме нас, ещё никто не додумался до отрицания производственного труда. Это настолько ново и свежо, что сразу захватывает ум! При этом анархо-примитивисты никогда не соорудят нечто вроде партии или даже анархистской ассоциации, так как мы против организации вообще. Мы используем тактику роя - бессистемные действия, вне??не хаотические и аморфные, но направленные на одну цель».

Российские противники цивилизации планируют устроить летний лагерь, участники которого смогут получить навыки, необходимые для первобытной жизни: изготовление каменных инструментов, разделка ??кур, собирание диких лекарственных растений и многое другое.

Трудно судить, насколько правы анархо-примитивисты. Однако на ум приходят слова великого учёного на??его времени Альберта Эйн??тейна: «Я не знаю, каким оружием будет вестись третья мировая война, но четвёртая - палками и камнями».
Пластиковые футляры, планшет для медалей . Адрес компании алби.