Балабос

Разговоры обо всем
Меню сайта

Статьи

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль ?




Ядерный взрыв КНДР: всем надо "спасать лицо"

Теги статьи: публицистика

Ядерный взрыв КНДР: всем надо "спасать лицо" Потрясения начались на Корейском полуострове с минув??их выходных - в субботу покончил с собой проводив??ий политику примирения с КНДР быв??ий южнокорейский президент Но Му Хён, а в понедельник Пхеньян, выразив соболезнования по этому поводу, параллельно объявил об успе??ном испытании ядерного оружия.

«По требованию на??их ученых и технологов 25 мая 2009 года мы успе??но провели еще одно очередное подземное ядерное испытание в качестве меры по всестороннему укреплению в республике оборонительных сил ядерного сдерживания», - гласило сообщение Центрального телеграфного агентства Кореи (ЦТАК). При этом в Пхеньяне полагают, что его ядерное испытание - второе после 2006 года - «внесет вклад в защиту суверенитета страны и нации, социализма, а также обеспечение мира и безопасности на Корейском полуострове и в окружающем его регионе».

Россия, как и другие страны, выразили свое несогласие с таким утверждением. Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил об озабоченности по поводу сообщений о ядерном испытании в КНДР и необходимости «перепроверить их средствами технического контроля».
Президент США Барак Обама был еще более резок, назвав случив??ееся «провокацией» и сказав, что «поведение Северной Кореи увеличивает напряженность и умень??ает стабильность в Северо-Восточной Азии».

По оценкам российских военных, мощность подземного взрыва, проведенного недалеко от города Кильчу на северо-восточном побережье КНДР, составила от 10 до 20 килотонн, что равнозначно силе бомбы, сбро??енной американцами в 1945 году на Хиросиму. Мощность первого взрывного устройства, взорванного КНДР 9 октября 2006 года, составила ли??ь 550 тонн, согласно данным иностранных экспертов. Причем тогда некоторые из них выражали сомнения о том, что это действительно был ядерный взрыв. Сегодня - другое дело.

Никакой неожиданности

Северная Корея предупреждала, что возобновит ядерную программу, так что ныне??ние испытания не стали неожиданностью ни для кого. ?? опасна не столько сама КНДР со своими взрывами и разработками, сколько создаваемая ею ситуация, в которой международный режим нераспространения ядерного оружия подтверждает пока свою бесполезность.

Как спросил на днях в эфире американской телекомпании «Фокс» быв??ий госсекретарь США Генри Киссинджер, какой смысл вообще в международной системе безопасности, если мировое сообщество не умеет вести дело с такой страной, как Северная Корея, которая, не располагая ни значительной вне??ней торговлей, ни собственными ресурсами, почти полностью зависит от поставок продовольствия из соседних стран?

Ядерную проблему на Корейском полуострове пытались ре??ить с августа 2003 года высокопоставленные дипломаты России, США, Китая, КНДР, Республики Корея и Японии. Причем когда был начат этот диалог, у Пхеньяна еще не было ядерного оружия. Оно появилось и было испытано три года спустя, когда переговоры «??естерки» увяли, и с северными корейцами просто не хотели говорить, прежде всего, американцы. Взрыв ядерного устройства тогда подтолкнул диалог, и довольно быстро дипломаты договорились о взаимных ??агах, которые позволили не только остановить разработки северокорейской атомной бомбы, но и демонтировать экспериментальный реактор в Йонбёне, где вырабатывался оружейный плутоний.

Новый кризис произо??ел в про??лом году, когда к власти в Южной Корее при??ел консервативный президент Ли Мён Бак, отказав??ийся от прежнего курса на сближение и сотрудничество с КНДР. Мас??табные согла??ения, подписанные после визита в Пхеньян его пред??ественника, либерального демократа Но Му Хена, так и остались на бумаге, а в «??естерке» северяне ли??ились существенной поддержки со стороны Сеула, которую они ранее ощущали.

С этим и связаны соболезнования, которые лидер КНДР Ким Чен ??р направил родным Но Му Хёна, бросив??егося со скалы в связи с расследованием в Южной Корее обвинений его родственников во взяточничестве и коррупции.

Хотя в Пхеньяне не испытывают иллюзий насчет США, северные корейцы все-таки надеялись, что напряженность между двумя корейскими государствами, возник??ая после смены власти в Южной Корее, удастся смягчить благодаря победе на выборах в Америке демократа Барака Обамы. Ведь именно при быв??ей демократической администрации в Ва??ингтоне во главе с Биллом Клинтоном в 1994 году в Женеве КНДР и США заключили первое рамочное согла??ение о прекращении ядерной программы Пхеньяна и поставках ему двух легководных реакторов, которые нельзя использовать для получения ядерного оружия. Вся эта программа была успе??но сорвана после прихода к власти Джорджа Бу??а, и ядерную проблему на Корейском полуострове приходилось ре??ать заново и с нуля.

Теперь снова существенный откат назад. На сей раз после того, как переговоры «??естерки» за??ли в тупик из-за того, что Япония отказалась выполнять свои обязательства по поставкам топлива КНДР из-за двусторонних проблем, не имеющих отно??ения к ядерной проблеме. Со своей стороны США не договорились с Пхеньяном о том, как проверять предоставленные им на 18000 страницах сведения о ядерных программах.

В результате Северная Корея запустила в апреле трехступенчатую ракету, заявив, что тем самым она вывела на орбиту телекоммуникационный спутник. Ни в России, ни в США, ни в других странах этот спутник на орбите не зафиксировали, и эксперты сделали вывод о том, что на деле Пхеньян провел испытание технологий, которые могут быть использованы для создания межконтинентальных баллистических ракет.

Совет Безопасности ООН в этой связи осудил пуск ракеты КНДР, что вызвало у северных корейцев раздражение и послужило поводом для возобновления ядерной программы.

?? так дело может продолжаться до бесконечности, пока не будет ре??ена главная проблема - состояние «ни войны, ни мира» между Северной Кореей и Соединенными Штатами. Дело в том, что между ними после окончания Корейской войны 1950-1953 годов было подписано ли??ь согла??ение о перемирии, и хотя КНДР уже давно настаивает на замене его договором о мире и нормализации отно??ений с США, в Ва??ингтоне до сих пор отказывались всерьез даже обсуждать такую перспективу.

Еще после первого подземного испытания в 2006 году северные корейцы заявляли, что могут отказаться от ядерного оружия, если перестанут ощущать угрозу со стороны Америки. А это предполагает не просто заверения вроде «мы вам и так не угрожаем», а полную нормализацию отно??ений с американцами и устранение с их стороны препятствий для вне??ней торговли КНДР.

Но если Ва??ингтон будет дружить с Пхеньяном, куда тогда девать 28 тысяч военнослужащих США, постоянно размещенных в Южной Корее для ее защиты от «угрозы с Севера»?

Каков дальней??ий сценарий?

В общем, все идет как по отработанному сценарию: чтобы заставлять США разговаривать с КНДР, ей приходится совер??ать поступки, предотвратить которые и призвано мировое сообщество. Почему все так сложно? Дело в том, что каждый политический игрок в этой ситуации пытается сохранить лицо.

КНДР со своей стороны старается сказать, что не позволит никому поставить себя на колени. Со своей стороны США с их новой администрацией, возможно, и хотели бы говорить с Северной Кореей, но, во-первых, дипломатическая команда американцев только еще формируется, а во-вторых, инициировать контакты в условиях возобновления ядерной программы Пхеньяном как-то неудобно. Для таких контактов нужен повод, опять-таки, чтобы сохранить лицо.

?? вот такой повод появился - ядерный взрыв уже существенной мощности, который может послужить основанием для того, чтобы называть КНДР «ядерной державой». В таких условиях США может пойти на двусторонние переговоры с КНДР, особенно если в «??естерке» не будет никаких движений вперед. В данном случае крайняя ситуация уже делает вынужденной мерой ??аги Соединенных Штатов навстречу диалогу с Пхеньяном. Чем быстрее это произойдет, тем мень??е угрожающих действий мы увидим со стороны Северной Кореи.

А что касается ??естисторонних переговоров, то и на них найдется что обсудить, если американцы и северные корейцы договорятся между собой. Ведь в рамках «??естерки» уже была инициирована Россией при поддержке всех участников диалога работа по созданию в Северо-Восточной Азии механизма поддержания мира и безопасности.