Балабос

Разговоры обо всем
Меню сайта

Статьи

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль ?




Трудней??ие ре??ения Обаме только предстоят

Теги статьи: публицистика

Трудней??ие ре??ения Обаме только предстоят Неудивительно, что Барак Обама - президент, выборы которого стали одним из самых революционных событий в истории Америки - заполнил первые сто дней своего пребывания в офисе всеобъемлющей, захватывающей дух программой. В на??е время испытаний и тревог подобная отважная самоуверенность необходима. С поразительной энергией и уверенностью Обама вступил на титанический путь к созданию новой американской экономики и реформированию испорченной и неэффективной международной системы отно??ений.

Возможно, именно внутренняя политика Обамы - сдвиг в сторону более социально-демократической системы налогообложения и единой системы здравоохранения - является особенно ярким показателем идеологического импульса нового президента. Однако ударение на сокращение социального неравенства не совпадает с сугубо индивидуалистической этикой Америки, и попытка "европеизации" характера общественного договора между государством и его гражданами все еще может потерпеть крах перед лицом основных принципов американской системы.

В том что касается спасения обру??ив??ейся финансовой системы Америки, Обама проявил гораздо боль??е вме??ательства, чем любое европейское правительство. С неприсущей ему ре??ительностью правительство Чехии озвучило взгляды Европы, определив астрономические суммы, выделенные Обамой для финансового стимулирования, как "дорогу в ад". Беспрецедентные размеры бюджетного дефицита Америки увеличивают риск высокой инфляции в будущем - а именно это страны Европы стремятся предотвратить любой ценой.

Не менее дерзновенной является и программа, которой следует вне??няя политика Обамы. После восьми лет американской обособленности, вызвав??ей распад трансатлантического союза, воскресив??ей призрак холодной войны с Россией и обрек??ей Ближний Восток на политику "стра??ного суда", новый подход Обамы на эпидемию бедствий является весьма своевременным.

Принцип организации вне??ней политики нового президента заключается именно в отсутствии принципиальных, идеологических нормативов. Сущностью его подхода к международным вопросам является прагматизм, и, отвергая политику силы, к проведению которой был склонен его пред??ественник, Обама пообещал сперва применить все возможные дипломатические методы.

Однако Обама может вскорости осознать, что боль??инство его пред??ественников начинали как приверженцы международного сотрудничества, до тех пор, пока события не вынуждали их вернуться к стратегии противостояния. Казалось, даже Джордж Бу?? не придерживался какой-либо конкретной доктрины в проведении вне??ней политики вплоть до 11 сентября 2001 года, когда, в ответ на террористические атаки, он развязал свою плохо продуманную "войну с терроризмом". ??збранная Обамой стратегия диалога и сотрудничества подвергнется истинной проверке только тогда, когда она столкнется с открытым противодействием, и перед Обамой встанет необходимость принятия нелегких ре??ений.

Восстановление прежнего союзнических отно??ений крайне необходимо не только для того, чтобы Америка могла осуществлять свою власть, но и для усиления роли Европы на международной сцене. Однако именно европейские союзники Америки подставили Обаме первую подножку. Они сопровождали его поездку по Европе аплодисментами, но отправили его домой с пустыми руками, возражая против идеи координированного финансового стимулирования. После того, как Европа в течение многих лет проповедовала принцип многосторонних отно??ений, она отказала призыву Обамы к привлечению боль??его числа европейских вооруженных сил к ре??ению проблемы в Афганистане. Как оказалось, боль??инству европейцев было легче жить против Бу??а, чем идти на жертвы вместе с Обамой.

Обама также нажал кнопку "перезагрузки" отно??ений с Россией и предложил заморозить план Бу??а по размещению противоракетных установок в Че??ской Республике и Поль??е. Ожидалось, что Россия и США объединят усилия по оказанию давления на ??ран с целью заставить его отказаться от своих ядерных амбиций. Однако этого пока не произо??ло.

В свою очередь, Северная Корея так и не приняла всерьез предупреждение Обамы о том, что Америка может сбить их ракету в случае, если она запустит ее вопреки ре??ению ООН. Находясь под защитой Китая, Ким Чен ??р произвел запуск, в то время как США воздержались от каких-либо ответных действий.

??ран представляет собой еще один фронт, на котором Обаме, возможно, придется признать ограниченность своего примирительного подхода. ??ран отказался от давно предъявленного требования Америки о прекращении процесса обогащения урана как предусловия для начала переговоров, и зарекся против какой-либо смены политического режима. Однако иранцы обладают непревзойденным искусством вести переговоры и наверняка сделают так, чтобы их ядерная программа обогнала переговоры. Кто может сказать, что произойдет после этого?

Также остается неясным, что именно подразумевает Обама, утверждая, что он признает право ??рана занимать "полноправное место среди сообщества наций". Если это означает, что ??рану будет предоставлен особый статус за счет остальных стран Ближнего Востока, таких, как Египет или страны Персидского залива, Обама может столкнуться с сильным сопротивлением со стороны традиционных союзников Америки в этом регионе.

Обама ясно показал, что Америка стремится вести, а не доминировать, и это обстоятельство нельзя не признать положительным. Однако сильные союзники, готовые идти на жертвы, необходимы даже при проведении политики скромности и реализма. Нельзя забывать, что такие старые противники, как, например, Китай и Россия, не будут готовы отказаться от выгод, которые им может принести нару??ение планов Америки. ??менно после того, как это станет предельно ясно, и пережитки изно??енной политики международных отно??ений - такие, как фети?? двухгосударственного ре??ения конфликта между Палестиной и ??зраилем - снова потерпят крах, перед Обамой встанет действительная необходимость принимать реальные ре??ения.