Балабос

Разговоры обо всем
Меню сайта

Статьи

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль ?




Поверят ли власти россияне, вкусив??ие стабильности

Теги статьи: публицистика

Поверят ли власти россияне, вкусив??ие стабильности Последние дни ??ироко обсуждается вопрос - неужели история «АвтоВАЗа» подо??ла к той роковой черте, за которую завод уже не перевалит. Как сказали какие-то бойкие эксперты: «Луч??е ужасный конец, чем ужас без конца».

Не будем упиваться чувством злорадства, которое испытывают многие, кому хоть раз удалось поездить на ма??ине тольяттинского завода: оно недостойно мыслящего автомобилиста. Людям, которые уже ли??ились или скоро ли??атся работы и зарплаты, можно только посочувствовать. Удручает другое - бессмысленность грандиозных усилий, потраченных обществом и государством на спасение завода. Много лет каждый, кто покупал импортную ма??ину, платил в казну немалые деньги в виде таможенных сборов. По??лины, рос??ие из года в год, служили протекционистским забором, за которым должен был счастливо развиваться российский автопром. Но он не мог жить счастливо без правительства, поэтому правительство все время давало ему деньги. Последнее, вернее крайнее, как сказали бы пара??ютисты и дайверы, вливание составило 25 млрд. рублей. Но и оно не спасло. Скорее всего 25 млрд окажутся именно крайними: потребуется еще и еще. Вот это по-настоящему обидно. Что ни делай, а не выходит ничего.

Кризис заставляет правительства стран вводить жесткие протекционистские меры. Уже заговорили о протекционистской войне, которая осложнит не только международную торговлю, но и международные отно??ения. Логично, что и Россия придерживается той же тактики.

Намерение властей поддержать отечественного производителя становится все более очевидным. Намерение жесткое. Декларируется оно последовательно, наступление осуществляется по всем фронтам. Патриотичный потребитель по идее должен это намерение властей поддерживать. Хоро??о бы и нам, как немцам, покупать свои ма??ины, как аргентинцам - свою говядину, как американцам - свои лекарства, как китайцам - свой ??ирпотреб. Будет и работа, и зарплата, и выход из кризиса. Но почему-то потребитель ощущает смутное беспокойство - пир потребления закончился, начинаются разгрузочные дни. Потребитель, наученный горьким опытом с автопромом, пугается, что его заставят сесть на вынужденную диету.

Министр промы??ленности и торговли Виктор Христенко уже пообещал возрождение отечественного легпрома. С китайскими пуховиками мы простились в момент закрытия Черкизовского рынка. Означает ли это, что по осени можно ждать отечественных?

Заместитель министра промы??ленности Юрий Борисов взялся за навигаторы. Таможенные по??лины на GPS-устройства правительство собирается повысить вдвое, чтобы дать дорогу системе ГЛОНАСС. «В ныне??них условиях нужна агрессивная, но обоснованная таможенная политика, для того чтобы дать возможность развиваться российским предприятиям, в том числе ОПК, чтобы они могли делать конкурентоспособную продукцию гражданского назначения», - сказал замминистра. Означает ли это, что надо ожидать резкого качественного скачка в развитии ГЛОНАСС, которая пока проигрывает американской навигационной системе? Эксперты (ох уж эти эксперты, которые вечно все принимают в ??тыки) обещают рост серого импорта, скачок цен на GPS-устройства, на иномарки со встроенным навигатором, и, до кучи, недополучение доходов российским бюджетом. Про качественный скачок - молчок.

Свиной грипп (так совпало) практически запустил протекционистскую ма??ину в еще одной отрасли - туристической. Миллионы долларов и евро ежегодно утекают заграницу в карманах ??ироких ??танин российских туристов и их детей, желающих изучать английский. ?? сами туристы утекают, а могли бы, как сказал главный государственный санитарный врач Геннадий Онищенко, выбрать для отдыха «прекрасное Подмосковье, сказочный Байкал, легендарное, овеянное легендами, песнями, сказаниями, былинами на??е Сочи». Означает ли это, что сочинские и подмосковные цены, овеянные легендами, во??ед??ие в сказания и оплаканные не одним отцом семейства, пойдут вниз, а сервис резко улуч??ится? Вчера на «Эхо Москвы» Онищенко был куда более реалистичен «Сочи очень дорогое. ?? я думаю, что властям Краснодарского края и города надо очень многое сделать». К Олимпиаде сделают.

Таможня, которая по определению служит форпостом протекционизма, тоже спе??ит с инициативами: предложили снизить порог необлагаемого ввоза вещей частными лицами - с 65 тысяч рублей до 20 тысяч. В Федеральной таможенной службе подготовлен законопроект, который обяжет всех граждан, въезжающих в Россию и имеющих наличными сумму более 10 тысяч долларов, объяснить их происхождение. То есть протекционистские меры здесь явлены в своем самом чистом виде - ограничить ввоз не товаров, но денег. Совер??енно по марксистской формуле - товар - деньги - товар. Ведь главный товар в России - деньги.

Ну, положим, патриотичный потребитель все это может перетерпеть, жила бы страна родная и родная экономика. Но пример с «АвтоВАЗом» - самый наглядный - не дает расслабиться. Нет веры в отечественного производителя, который возродится из пепла благодаря государству и гражданам, чьи ко??ельки оно изрядно растрясет.

Президент Дмитрий Медведев на заседании Совбеза сетовал, что нет у нас суперкомпьютеров, а если есть, то совер??енно не востребованы, не пользуются ими отечественные производители. Всего одна модель самолета «существует в цифровом виде», остальные на допотопном ватмане. Без современных технологий не создать конкурентоспособную продукцию, «которая будет правильно восприниматься потенциальными покупателями», - сказал Медведев.

Невозможно всей ду??ой не согласиться с президентом, который так ясно формулирует основной постулат конкурентной экономики. Желание производителя что-нибудь изготовить - ничто без желания потребителя товар приобрести. Если две стороны не понимают друг друга, не выйдет никакой национальной экономики. Но производитель по старинке и, что обидно, при помощи государства, пытается загнать потребителя в угол. Последняя история - со «Скайпом» - тому яркий пример. Не хотят и не могут сотовые операторы конкурировать со «Скайпом» и пытаются отнять у потребителя свободу разговаривать сколько ду??е угодно. Хотят, чтобы мы оплачивали эту свободу по грабительским тарифам. Никакого товара, кроме денег, не хочет производить российский производитель. А луч??е сразу отнять чужие.

Новый вариант протекционизма до боли напоминает старый, простой как мычание. Закрыть границу и сократить потребительскую линейку до одной ассортиментной единицы. Помните, ведь вы еще помните? Магнитофон? «Романтика». Пылесос? «Вихрь». Холодильник? «З??Л». Стиральная ма??ина?! «Вятка-автомат». Хранить деньги? В Сберегательной кассе. Знае??ь прикуп? В Сочи. Самолетами? «Аэрофлота». Взять? Да поделить! А луч??е просто закрыть. Госма??ина времени, в отличие «Вятки-автомата», которая давно сломалась, работает исправно и воспроизводит одну и ту же модель - изоляционистскую.

Но разве не ясно, что и техническое отставание системы ГЛОНАСС от GPS, и эстетическое несовер??енство российских ??танов по сравнению с итальянскими и даже китайскими, дороговизна на курортах Краснодарского края и отсутствие суперкомпьютеров - последствия изоляционизма советской экономики? Отечественная промы??ленность затормозила во второй половине ХХ века, застыла в горделивом пренебрежении к потребностям «пипла», который «и так схавает». Скажет спасибо за то, что есть. Но пипл, устав от дефицита, восстал и систему уничтожил. Революция 90-х - революция голодных потребителей, которым не дали колбасы и видеомагнитофонов. Быв??ие фарцовщики, уважав??ие интересы потребителя, закономерно вы??ли в олигархи.

Вернуться в про??лый век, конечно, можно. Для госма??ины времени нет ничего нереального. Она сама творит реальность. Закрыть границу, никого не впускать и не выпускать, перестать сертифицировать западную продукцию для продажи в России, поднять на 1000 процентов по??лины, еще раз дотировать «АвтоВАЗ». Можно все.

Но что делать с армией вырос??их в путинской стабильности потребителей, которые уже видели Лондон и Коста-Дораду, одеты в «Левайс» и не помнят позора джинсов «Верея», пользуются GPS-ом и не хотят «Лады-Калины» даже с бесплатным ГЛОНАССом? Былинами о Сочи их не проведе??ь. Может, надо зайти с другой стороны? Ввести протекционистские меры, помогающие произвести на свет новых людей, которые захотят покупать то, что отечественная промы??ленность способна изготовить. Это будет де??евле и эффективнее, чем переделывать государство под нужды гражданина.

Но не быстрее. Пока вырастет поколение новых аскетов, китайские драконы будут бороздить Вселенную и продавать марсианам пуховики для одноразовой депортации, а мы - вводить таможенные барьеры на подлете к планете Земля с российской стороны.