Балабос

Разговоры обо всем
Меню сайта

Статьи

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль ?




Путин и Глазунов: новая российская святость

Теги статьи: публицистика

Путин и Глазунов: новая российская святость Премьер-министр Владимир Путин посетил любезного властям художника ??лью Глазунова по случаю 79-летия последнего. Встреча эта ознаменовалась несколькими хлесткими высказываниями главы правительства. Часть их вполне вписывается в тот образ, который Владимир Путин создает себе уже много лет, но одно высказывание заставляет глубоко задуматься о том, в каких же категориях мыслит этот государственный муж и какие имеет представления о культурных ценностях собственной страны. Впрочем, по порядку.

Путин прибыл в Московскую Государственную галерею ??льи Глазунова и отправился смотреть работы художника. Остановив??ись у картины «Князь Олег с ??горем», премьер как истинный силовик обратил внимание на оружие князя и сделал автору замечание: «Меч коротковат, как ножик перочинный в руках смотрится». Глазунов с готовностью признал о??ибку и пообещал ее исправить. Путин в своем обычном грубоватом стиле добавил, что этим мечом «как будто колбасу режут». Глазунов отметил, что у премьера хоро??ий глазомер. «Я детали подмечаю», - произнес премьер в ответ.

Вообще-то, если резать колбасу мечом, то эффект будет примерно такой же, как от попыток ??вана Грозного в исполнении Юрия Яковлева насаживать на меч килек. Впрочем, оказалось, что меч - это еще цветочки. Подобно воспетому Пу??киным сапожнику, премьер по??ел судить все вы??е и вы??е.

На картине «Вечная Россия» (она же «Сто веков»), где пекущийся о судьбе страны живописец изобразил толпу значительных исторических фигур, Путину не понравилось соседство Сталина с Троцким. ??осиф Виссарионович, как почтительно назвал его Владимир Владимирович, сидит в тройке, а рядом с ним возвы??ается Троцкий, держащий в левой руке корону Российской империи. При этом отца народов не очень хоро??о видно из-за метели. В ответ на вопрос, зачем он посадил Сталина в тройку с Троцким, Глазунов стал оправдываться, что Троцкий все-таки играл боль??ую роль в истории России. Путин, по-видимому, удовлетворился этим ответом или ре??ил не пугать именинника новыми замечаниями. ?? тут-то наступает самое интересное.

На переднем плане «Вечной России» (снабженной схематичным изображением с цифрами и указателем, чтобы всем было ясно, кто изображен на монументальном полотне), художник поместил важней??их для российской культуры святых: Сергия Радонежского, Серафима Саровского, ??оанна Крон??тадтского, князя Владимира и, наконец, князей Бориса и Глеба. Вот на этих-то несчастных убиенных и обратил свой взор Путин.

Он заявил, что Борис и Глеб, конечно, святые, «но надо бороться за себя, за страну, а отдали без борьбы». «Это не может быть для нас примером - легли и ждали, когда их убьют», - добавил православный премьер.

??стория про меч уже успела изрядно взволновать интернет-сообщество, появились даже стихотворные отклики: вариация на тему «Песни о вещем Олеге» ЖЖ-пользователя amigofriend и басня поэта Алексея Цветкова. Конечно, на ум приходит Северная Корея, где уважаемый и любимый вождь Ким Чен ??р лично ставит «Евгения Онегина». (Вспомнить отечественный опыт Жданова и Хрущева, поучающих художников, тоже можно.) Но что там меч князя Олега, в конце-то концов! Глазунов - творец послу??ный, вписывающийся в вертикаль, его такие высочай??ие указания смущать не должны. С ним-то все хоро??о закончилось: Путин распорядился при жизни художника присвоить его имя Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества, которую Глазунов возглавляет пожизненно еще с 1987 года.

Как мы помним, Путину вообще не впервой советовать художникам, как им творить. В марте про??лого года он объяснял труппе «Современника» во главе с художественным руководителем Галиной Волчек, что Чацкого не следует показывать слабым человеком, «он - сильный, он противостоит всем! Он уходит победителем, а вы сразу показываете, как он всхлипывает». Путин тогда еще сопоставил Александра Чацкого с Александром Матросовым, причем не постеснялся заявить: «Я не побоюсь показаться здесь непрофессионалом, потому что я непрофессионал».

Теперь премьера не устроила слабость и покорность святых князей. Но святые мученики-страстотерпцы - это уже не литературные герои. Вряд ли нужно объяснять, что злодейски убитые, безропотно приняв??ие смерть Борис и Глеб для русской и православной культуры являются одними из самых главных символов. Не говоря уж о том, что готовность принять на себя муки - вообще один из ключевых принципов для христианства.

?? вот премьер-министр России, осеняющий себя крестными знамениями перед телекамерами, находящийся, по многим данным, в близких отно??ениях с наместником Сретенского монастыря, да что там - с самим Патриархом, спокойно опрокидывает многовековую систему зде??них культурных ценностей. Можно сказать, посягает, в буквальном смысле, на самое святое. Не случайно в блогах уже развили мысль главы правительства: «Это не может быть для нас примером - позволил себя распять и ждал, когда умрет».

Нельзя сказать, конечно, что многие православные государственные мужи в истории России старались походить на Бориса и Глеба. Но никому из них еще не приходило в голову походя упрекнуть святых мучеников в том, что они не боролись за себя и за страну. Для Путина, возможно, это и в порядке вещей, ему всюду нужны Матросовы, даже на иконах. Любопытнее, что скажет на это Православная Церковь. Да вот только похоже, что ничего не скажет.